МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Понедельник, 06.05.2024, 13:00



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог файлов ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Инновационная деятельность [6]
Бушуева К.О. [3]
Попова О.Г. [1]
Барагузина Д.С. [2]
Березина И.Б. [4]
Иутин И.Н. [1]
Куликова И. В. [1]
Кынкурогова Т.В. [1]
Лузина Н.А. [2]
Малыгина М.В. [1]
Панькова К.С. [1]
Пичкалева Н.В. [2]
Пухарева Н. В. [1]
Фотина И. С. [5]
Березина С. Л. [1]
Наставничество [6]
Школа Минпросвещения России [0]

Наш опрос

Главная » Файлы » Учителям » Инновационная деятельность

Целеполагание как этап современного урока в условиях ФГОС
[ ] 17.04.2024, 18:47
Учитель, который не начинает с того,
чтобы пробудить у ученика желание учиться,
кует холодное железо».
Генрих Манн

Сегодня современный урок это не столько занятие по получению знаний, сколько возможность ученику освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. современный урок должен учить ученика ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Поэтому, считаю, что в структуре современного урока – этап целеполагания – один из ведущих.
Что же такое цель? Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Цели, которые ставятся на урок должны быть: диагностируемые (можно замерить), конкретные, понятные, описывающие желаемый результат, реальные, побудительные (побуждать к действию) и точные.
На каждый урок я ставлю триединую цель: обучающую (образовательную), воспитывающую и развивающую.
Обучающие цели направлены на овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.
Но как вызвать сильное желание к овладению новым знанием у учеников?
На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Особенно это важно в начальной в школе, ведь дети в этом возрасте очень любознательны, но при этом не могут надолго фокусироваться. И как только ребенок в первые минуты урока слышит стандартное: «Открыли учебники на двадцатой странице, сегодня мы будем изучать тему спряжение глаголов, мотивация исчезает. Так как же можно интересно начать урок?
Для этого существуют мотивирующие приёмы.
На этапе сообщения темы и цели урока часто использую приём «Яркое пятно». Суть данного приема состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, картинок, одно из которых выделено цветом или размером.
Например, урок математики в 4 классе по теме: «Скорость. Единицы измерения скорости»
На экране слова: длина, масса, площадь, время, стоимость, скорость, объём.
Дети видят, что выделено слово «скорость», это и будет тема урока.
Далее предлагаю соотнести понятия и единицы их измерения.
Выясняется, что для понятия «скорость» нет единиц измерения.
Затем ученики формулируют тему урока «Скорость. Единицы измерения скорости» и предлагают цели на урок:
«Ярким пятном» может быть интересная фотография, картинка. Можно найти практически по любой теме для каждого предмета.
Например, урок математики в 4 классе по теме «Римские цифры». На экране демонстрирую фото курантов и иллюстрацию замка, на котором указан год постройки замка римскими цифрами (MDXIV), предлагаю прочитать, в каком году построен замок. Так как в числе встретились незнакомые римские цифры, дети не могут назвать этот год.
После этого дети формулируют тему урока «Римские цифры».
А для постановки целей на урок часто использую индивидуальную таблицу «Знаю /не знаю», в которой каждый ученик отделяет свои знания от незнания (ставят «+» или «-».
Исходя из «минусов» дети ставя т цели на урок.
Следующим «Ярким пятном» на уроке может стать QR – код. Урок литературного чтения в 3 классе. Предлагаю обучающимся с помощью смартфона прочитать, что закодировано в QR – коде.
На экране дети видят: ЕВтарГЕакаНИнЙий оПЕхоРМтнЯикК
Догадываются, что здесь зашифрован автор Евгений Пермяк (заглавные буквы) и «Тараканий охотник» - название (прописные буквы).
Ставят цели на урок:
• прочитать рассказа Е.А. Пермяка «Тараканий охотник»;
• разделить рассказ на части «начало», «завязка», «кульминация», «развязка»;
• составить цитатный план.
Очень люблю использовать на уроках в роли «Яркого пятна» - медиатехнологии, фрагменты мультфильмов.
Например, «Ярким пятном» на уроке математике в 1 классе по теме «Единицы длины. Сантиметр» служит фрагмент мультфильма «38 попугаев». - Да, в ходе подводящего диалога дети приходят к выводу, что удав был один и тот же, а мерки разные и поэтому для измерения длины необходимо использовать единую мерку.
Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема. Для этого использую прием «Проблемная ситуация».
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме: «Склонение неизменяемых имен существительных»
На доске записаны слова: кофе, какао, метро. Прошу обучающихся найти окончания данных слов.
(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание? (изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)
В учебниках математики и окружающего мира по программе «Школа России» во всех классах прописана образовательная цель почти к каждому уроку, поэтому я строю работу по целеполаганию следующим образом.
В начале урока детям объявляется тема урока. Это обязательно!
В 1 классе – школьники учатся принимать учебную задачу в готовом виде. Ее может озвучить учитель или хорошо читающий ученик из учебника, со слайда презентации. К концу 1 и во 2 классе обучающиеся пытаются ставить цели с помощью учителя.
На своих уроках использую прием «Домысливание».
На первоначальном этапе предлагаю учащимся выбрать и закончить предложение. Затем задача усложняется. Учитель предлагает сформулировать цели с помощью опорных глаголов. Эти приемы можно использовать и в 3, и в 4 классе. В зависимости уровня сформированности целеполагания обучающихся.
Глубоко убеждена в том, что ведущей технологией, которая помогает научить умению самостоятельного целеполагания, является технология развития критического мышления. Различные приемы и стратегии, которые предлагает данная технология на этом этапе – это просто кладезь для педагога, планирующего учебное занятие в свете современных требований! Вот некоторые из них.
С конца 2 класса для формулирования целей на урок использую подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные знания, исследования или действия. Ставится цель. Например, на доске в два столбика записаны слова: высокий – низкий, далекий - близкий, темный – светлый. Как составлены пары слов? Значит, какая будет тема урока? Какую цель ставим?
Приём «Тема-вопрос».
Тема урока формулируется в виде вопроса. И такой прием есть в учебниках «Школы России». Например, темы уроков окр.мира «Откуда в наш дом приходит электричество?», «Куда текут реки?», «Что умеет делать компьютер?», «Откуда берутся снег и лёд?»
Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Прием «Задом наперед». Предлагаю ученикам выполнить вариант проверочной работы по новой теме на минут 10 (раз вы так много знаете по этой теме, давайте сразу напишем проверочную работу). После самопроверки учащиеся устанавливают границу своего «знания-незнания» темы и ставят перед собой цели по ее изучению.
Прием «Решение лингвистических задач». Часто в начале обобщающих уроков предлагаю такую задачу: «Незнайка решил помочь мистеру Существительному собрать вещи в туристический поход. В рюкзак он положил одушевленное, нарицательные, склонение, собственные, качественные, повелительные, спряжение, мужской род…. Какие вещи Существительному придется выложить из рюкзака? Почему? Какую цель ставим на уроке?»
Прием «Группировка». Ряд слов, предложений, названий произведений, литературных героев предлагаю детям разделить на группы, проводя анализ закономерностей и обосновывая свой выбор. Основанием классификации будут отличительные признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет целью урока.
В помощь учителю по формированию действий целеполагания во всех учебниках для начальной школы имеются шмуцтитулы. Это - специальные страницы, предваряющие разделы (темы) учебников. Шмуцтитул расположен в начале каждого раздела (темы) учебника. Задача учителя научить младших школьников правильно им пользоваться.
Работая с ним, дети узнают, как называется раздел, чему они будут учиться, изучая его, какие цели и задачи им предстоит решить в процессе работы по разделу. Так, дети учатся планировать свою деятельность, определять последовательность действий при изучении раздела, прогнозировать по целевым установкам содержание раздела. На основе установок, зафиксированных на шмуцтитуле, школьники учатся принимать и сохранять учебные цели и задачи.
К шмуцтитулу дети обращаются и на заключительном уроке по каждому разделу, когда производится проверка и оценка достижений. При этом тестовые задания соотносятся с теми целями, которые ставились в начале работы по разделу. Выполняя тестовые задания, дети решают, достигнута ли та или иная цель, что, в свою очередь, служит основанием для общей оценки своих достижений.

Итак, при использовании разных приемов у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или, которой умело заинтриговал учитель. Ученики являются активными субъектами обучения, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
В конце каждого учебного года провожу диагностику сформированности умения удерживать цели, использую подходы, разработанные Зоей Александровной Кокаревой, а также использую метод наблюдения.
На конец 4 класса выявлено, что высоким уровнем сформированности целеполагания обладают 29% обучающихся класса, средним – 71%. Низкого уровня нет.
Считаю, что данный результат получен благодаря целенаправленной работе в данном направлении. Кроме этого, хочется заметить, что три ученицы, которые с 1 класса занимаются исследовательской деятельность, в 4 классе практически самостоятельно смогли продумать и сформулировать цель и задачи своей исследовательской работы.
«И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даём!
В заключении необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»
Категория: Инновационная деятельность | Добавил: Лузина
Просмотров: 32 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024