«Герменевтический подход в школе как средство развития академического и эмоционального интеллекта обучающихся»
[
]
30.04.2020, 12:18
Пухарева Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»
«Герменевтический подход в школе как средство развития академического и эмоционального интеллекта обучающихся»
Что говорят ученики, не готовые к уроку, в своё оправдание?- Я прочитал, но ничего не понял…Многие учителя часто слышат такой ответ. Почему ученик не понял? Если знание не нацелено на развитие личности, - это просто наращивание объема информации, получаемой из разных источников. Такое знание человек получает в готовом виде. Это отчужденное знание,оно не становится открытием, потому что не добыто, не прочувствовано, часто не понято и не принято. Сила человека - в понимании себя и других. Понимание это настоящее искусство, и даже наука. Но чтобы понятое не растерялось, нужно точно передать его, то есть интерпретировать. Этим занимается герменевтика.Герменевтика – «разъясняю, истолковываю» в переводе с греческого. Это теория и искусство «глубинного» истолкования текстов. Герменевтика возникла в 19 веке в Германии. Родоначальник - немецкий философ Шлейермахер. Также это направление развивали философы Шлегель, Хайдеггер, Гадамер, Рикёр, Дильтей и другие. По В.Дильтею,герменевтика - «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений». Главное – это эмпатия, понимание чужого мира путём сопереживания, сочувствия.«Текст» в герменевтике понимается шире, чем литературное произведение.В.Дильтей: «В камне, мраморе, музыкальных звуках, в жестах, словах, почерке, поступках, в хозяйственном порядке и настроениях взывает к нам человеческий дух и требует истолкования...» В России герменевтику в 20 веке развивали Густав Шпет и Михаил Бахтин. Г. Шпет - русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик, профессор.В 1918 году подготовил к публикации сочинение «Герменевтика и её проблемы». М. Бахтин - русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка.«Гуманитарная мысль всегда направлена на работу с чужими мыслями, имея дело с текстом в различных его ипостасях». Безусловно, основным средством познания текст. Суть герменевтического подхода состоит в обращении к текстам и стоящим за ними авторам. Чтобы прийти к осознанию своего незнания, надо задать вопрос. Открытость вопроса вызывает озарение. Поэтому мы нередко говорим: пришло в голову; меня осенило. Как выразил это явление Г. Гадамер: «Вопрос нас настигает,а не мы его ставим» Задавая вопросы и слушая «голос текста», ученик продвигается в познании окружающего мира и себя самого.Идёт постоянное обращение к своему жизненному опыту. Постепенно вырабатывается своя позиция, согласие или несогласие с автором.Текст как бы «заговаривает» с читателями сам.Задача читателя – понять смысл того, что хотел донести до него автор.В итоге такого общения читатель практически создает собственный Авторский Текст. Существует алгоритм герменевтического подхода: 1.Наличие пред-понимания как предпосылки суждения и сознания. Это обращение к смыслу заголовка темы или названия текста. 2.Постановка вопроса. Пред-суждение – вопросы к теме до её изучения. В современных учебниках истории и обществознания содержатся такие вопросы перед разделом, темой, внутри параграфа. (Например, в учебнике обществознания 6 класса Боголюбова Л.Н.). 3. Истолкование – в процессе работы над темой. 4. Герменевтический круг понимания: от отдельных частей темы к целому содержанию.
Герменевтический подход позволяет многому научиться: - стать грамотным читателем; - аргументированно высказывать свою точку зрения и отстаивать её; - находить общие точки соприкосновения; - различать и понимать свои эмоции, управлять ими,использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; - представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. Всё это объединяют в себе академический и эмоциональный интеллект. Мне нравится, что дети учатся высказывать своё мнение, понимать чужие эмоции, сочувствовать. Впервые о герменевтике я узнала 10 лет назад, от коллеги на курсах. Поняла для себя, что подобные приёмы тоже использую в работе, просто их не называли герменевтическими.Участвуя с 2015 г. в работе опытной педагогической площадки, начала изучать герменевтический подход,изучая необходимую литературу (Нуждина Г.И. Использование приёмов герменевтического анализа на уроках истории и обществознания; Кудряшов С.В. Герменевтический подход в преподавании истории в школе; Кочергина Л.Л. Герменевтические методы как основа ценностно-смыслового моделирования на уроках обществознания; и т.д.). Мною разработана программа самообразования«Герменевтические приёмы работы с текстами как средство формирования метапредметных компетенций». Есть различные приёмы работы с текстами.Такие, как«Тихая дискуссия», ценностно-смысловое моделирование, работа с иллюстрациями (интерпретация текста), драмогерменевтика, работа с фразеологизмами, и многие другие. Я использую приём «Тихая дискуссия» на уроках обществознания в старших классах при работе над понятиями. Ценностно-смысловое моделирование применяю для обращения к иллюстрациям, чаще на уроках истории. Работа с исторической картиной проходит по плану: описание стихийного, эмоционального восприятия картины; реконструкция пространства ЗА картиной;реконструкция эпизода; выход на авторскую оценку картины; работа с названием картины, знакомство с автором;осмысление фона картины. У детей повышается интерес к предмету через умение работать с источниками информации, формируются навыки их анализа. Учеников, не понимающих тексты, становится меньше. В процессе работы над методической темой получены определённые положительные результаты (в таблице): Мониторинг сформированности УУД (работа с текстами) 2016(высокий уровень) 2018(высокий уровень) Динамика Смысловое чтение 16% 27% +11% Понимание и управление своими эмоциями 36% 57% +21% Эмпатия (сочувствие) 32% 61% +29%
В заключение – высказывания известных людей: Иммануил Кант:«Имей мужество пользоваться собственным умом» Тара Мейер Робсон:«Когда вы начинаете осознавать эмоции, вы начинаете управлять собственной жизнью» Джошуа Фридман: «Осознанное познание самого себя — неотъемлемая часть обучения»