Частинская средняя школа
Понедельник, 24.07.2017, 07:32



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог файлов ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Скачать [0]
Перечень учебников [4]
Школьная газета [7]
В помощь учителям и ученикам [14]
Для родителей [9]
Читаем вместе [10]
Мероприятия [21]
Виртуальные выставки [12]
Нормативные документы [8]

Главная » Файлы » Библиотека » В помощь учителям и ученикам

Конспект урока окружающего мира, 3 класс "О веретене, прялке и ткацком станке"
[ ] 16.05.2017, 21:14
Урок "Окружающий мир" по теме "Веретено, прялка, ткацкий станок"
Цели:
1. Познакомить детей с тем, как возникло и развивалось прядение в России, с назначением веретена, прялки, ткацкого станка.
2. Развивать поисково – исследовательскую деятельность через формирование умений: анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать коммуникативные умения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мотивация.
- Продолжим знакомство с ремеслами.
«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней».
Слайд 1, 2
2. Проверка домашнего задания.
( Дифференцированно:4 ученика у доски отвечают на вопросы одноклассников затем тест для всего класса ) Тест на слайде
3. Игра.
- Кто знает ответ, делай как я (поднимите руку, учитель вместе с ними)
- Кто знает, какой сегодня день недели?
- Кто знает, как назвать одним словом « обработка шерсти», « обработка металла», « обработка дерева»?
- Кто знает значение слова исследовать?
4. Актуализация знаний.
Исследовать – значит осмотреть и выявить свойства.
- А как вы понимаете слово свойство?
Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность.
- А для того, чтобы мы могли найти отличия можно использовать знания ранее полученные, жизненный опыт.
- Чтобы у предметов найти отличительную особенность мы, что должны сделать? (Сравнить)
Сравнить – значит установить черты сходства или различия, сопоставить.
Сравнить, значит исследовать.
5. Сообщение темы урока, целей.
- Задача урока: «Исследование волокна и орудий труда». Будем развивать наблюдательность, речь, умения: анализировать, сравнивать, делать выводы.
- У вас на партах необычные предметы (лупы, линейки, таблицы), а это потому, что вы не класс, а исследовательские лаборатории №1, №2, №3.
И вы - юные исследователи.
Техника безопасности.
Давайте вспомним технику безопасности при работе с приборами.
( Осторожно обращаться с лупой, не брать в рот)
6. Дифференцированная работа в группах.
- Представьте, что мы с вами настоящие исследователи, юные ученые. Каждый ученый ведет записи в тетради, таблице, где записывают свои результаты.
- Рассмотрим ваши таблицы, в которых вы запишите результаты исследований.
1 группа - работает самостоятельно;
2,3 группы - с помощью карточки - помощницы.
1группа – исследует волокно синтетического происхождения;
2группа – исследует натуральное волокно (хлопок);
3группа - исследует овечью шерсть.
1.Происхождение волокон.
2. Состав
3. Прочность нитей
4. Длина нитей
5. Название волокна.
6. Какова на ощупь?
Учащиеся каждой подгруппы работают с образцами волокон, исследуют волокна и результаты заносят в таблицу.
- Посмотрите в таблицу, все ли вам понятно?
ТАБЛИЦА.
- Что такое волокно?
Волокно - это клетка животной или растительной ткани, имеющая нитевидную форму.
Слайд 2
Вывод: все образцы состоят из волокон. Волокна непрочные, рвутся, длина волокон короткая.
Физ.минутка.
7. Знакомство с веретеном. Проблема. Можно ли из таких коротких, тонких нитей получить длинную, толстую нить?
( Выдвижение гипотез)
- Попробуйте сделать нить. Когда будете делать, отметьте в таблице, какие действия вы совершаете?
- Измерьте по линейке длину и толщину.
- Посмотрите, а можно ли использовать вашу нить, почему?
- Потяните, что вы можете сказать? ( Нить непрочная, неровная, рвется).
- Удобно было делать нить таким способом?( Рвалась, нужно было скручивать).
- Поэтому придумали специальное орудие труда по изготовлению нити, а какое вы ответите, отгадав загадку.
«Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею»
(Веретено) Слайд 3
- Правильно, веретено
- Почему с ним было удобнее работать?
( Нить не наматывалась, удобнее)
Показ веретена.
Вывод: тяжело было работать с веретеном. Ухудшалось здоровье. Появилась необходимость улучшить орудия труда. Люди изобрели прялку.
8. Знакомство с прялкой.
- Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Где мы видели прялку (в музее)
- А как изготовлена прялка? ( Две доски скреплены между собой)
- К верхней части прялки привязывалось волокно- кудель (шерсть), донце устанавливалось на лавке.
Садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее пальцами.
Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала.
Слайды прялки.
Красивая прялка была гордостью владелицы.
Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели ее резной или расписной наряд прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки.
- Упоминания о прялке были в произведениях русских писателей, поэтов, часто упоминается в произведениях А.С.Пушкина.
Викторина.
- А еще, какие произведения вы можете назвать?
( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», в русских народных сказках упоминается веретено)
Показ слайда
- Что вы можете сказать об условиях труда прях? (Тяжело работать: портится зрение, сутулятся, кривится позвоночник, меняется внешность. Появилась необходимость в изобретении нового орудия труда, хотя в деревнях продолжали работать по старинке).
9. Знакомство с ткацким станком (слайд)
Деревянные прядильные и ткацкие станки появились на Руси в 9- 10 веках. На них можно было прясть и ткать довольно большие полотна.
- А когда появилась такая профессия ткач? (Выдвижение гипотез)
- Чтобы точнее ответить на этот вопрос мы обратимся к учебнику.
10. Работа по учебнику. ( с.133, учебник, абзац 3)
- Прочтите по учебнику (Чтение детьми)
- Существует ли сейчас профессия ткач? Показ последнего слайда
- Как изменились условия труда? (Человек стал управлять станками, стало работать легче, хотя остались условия, которые влияют на здоровье человека)
Что необходимо, чтобы создать нить? (Прялка, веретено, кудель)
-Назовите тему урока. ( «Веретено, прялка, ткацкий станок» )
11. Закрепление.
- Сегодня вы узнали много новых слов. Объясните их значения, используя эти карточки.( Карточки расположены вразброс на доске, учащиеся соединяют карточку и определение)
Волокно (клетка животной или растительной ткани)
Веретено (утолщенный стержень для прядения)
Прялка (приспособление для ручного прядения)
Кудель (шерсть расчесанная и свернутая по-особому)(Самопроверка)
Итог. Рефлексия. Считаете ли вы урок полезным? Почему?
Попробуем составить СИНКВЕЙН по уроку:

Веретено
Толстое, гладкое.
Крутится, вертится, вьётся.
Трудно работать с веретеном.
Орудие труда


Прялка
Красивая, резная.
Несла, пряла, гордилась.
Девичьи посиделки: пряли, пели.
Орудие труда.


Домашнее задание (по выбору)
1.Как и когда появились изученные на уроке орудия труда?
2. Нарисовать и расписать прялку.
Категория: В помощь учителям и ученикам | Добавил: MARIANNA9398
Просмотров: 13 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта





Статистика

Copyright MyCorp © 2017