На рубеже двадцатого столетья Нам суждено родиться и творить, Но в двадцать первом веке мы в ответе За то, что будут петь и говорить !
Как бы ни изменялась жизнь, одно в ней остается постоянным – это школа. Информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развития личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Отличительной особенностью стандарта второго поколения является требование к организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Таким образом цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; 2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 3.Улучшить условия для развития ребёнка; 4.Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. . Существуют модели внеурочной деятельности: 1.модель дополнительного образования; (Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность). 2. модель «школы полного дня»; (Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продлённого дня). 3. оптимизационная модель; (Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники). 4. инновационно-образовательная модель (Опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В Частинской средней общеобразоательной школе в 2011-2012 учебном году внеурочная деятельность 1. реализуется самим учреждением с привлечением кадров и возможностей УДОД; 2.реализуется на базе УДОД, учреждений образования, культуры и спорта (на договорной основе). В 2012 году внесены изменения в Основную образовательную программу, где в содержательном разделе имеются 2 подпрограммы: «Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО» и «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», которые помогают организовать внеучебную деятельность. Так после динамической паузы в 1а классе проводится кружок «Юным умникам и умницам», цель: развитие познавательных процессов. (руководитель Т.И. Юдина); в 1б –«Занимательная математика», цель: развитие логического мышления.(руководитель Н.А. Лузина); а в 1в- «Я-исследователь», цель: формирование у младших школьников первоначальных исследовательских умений, (руководитель Н.Н.Десяткова); и «Хор» (руководитель Фотина И.С.) В ЦДТ «Мечта» дети занимаются в объединениях у: Пехтеревой О.В. («Счастливый английский»); Чистяковой Т.Л. («Природа и фантазия»); Лузиной О.А. («Ассорти»); Мартюшевой О.С. («Здоровейка», «Театр кукол»); Юдиной Т.И. («Умелые ручки») В ДЮСШ: Ошмарин В.В. («Футбол», «Теннис») Английская школа: Фетисова Н.И. Школа искусств (эстетический класс): Наджиева А.Ю. Дегтянникова С.А. Березина Л.Е. Березина П.В. Поваренкина Л.Н. (Изостудия) Вавилова Е.И. . Занятия проводятся в форме экскурсии, кружков, секций, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. Результаты внеурочной деятельности (введения ФГОС НОО) за 2011 – 2012 учебный год Направление Кружки, секции Внутришкольные мероприятия Итого Спортино-оздоровительное 8 уч. (32%) 74 уч. (100%) 100 % Духовно-нравственное 0 74 уч. (100%) 100 % Социальное 0 64 уч. (86%) 100 % Интеллектуальное 63уч. (85%) 61 уч. (82%) 86 % Общекультурное 50 (67%) 65 уч. (87%) 100 %
1. Уровень воспитанности: Высокий уровень – 16 человек (5,3%) Средний уровень – 41человек (13,6%) Ниже среднего –1 7 человек (5,6%) 2. Формирование УУД: УУД уровень высокий средний Ниже среднего низкий Личностные 19% 32 % 18 % 24 % Регулятивные 41% 34 % 12 % 12 % Познавательные 17 % 28 % 41 % 13 % Коммуникативные 23 % 32 % 31 % 5,0 % Итого 35% 31 % 79 % 13 % 3. Соотношение мероприятий разного уровня 1 уровень 2 уровень 3 уровень 55% 36 % 8 %
Вывод: • Преобладают мероприятия, направленные на достижение результатов 1-го уровня: беседы, экскурсии, ролевые игры; • мероприятия, направленные на достижения результатов 2 уровня: концерты для родителей, концерты для одноклассников, НПК, конкурсы рисунков и поделок, конкурс чтецов, мероприятия; • мероприятия, направленные на достижение результатов 3-го уровня: акция по сбору вещей для малоимущих, субботник, акция «Помоги птицам».
Проблемы: 1.Духоно-нравственное и социальное направления реализуются через классные часы и содержание учебного материала. 2.Аудиторных часов проведено больше, чем внеаудиторных. (50х50) 3. Методическое сотрудничество.