МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Вторник, 14.05.2024, 13:12



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Учеников [5]
Учителей [13]
КПМО [0]
Библиотека [75]

Наш опрос

Главная » Статьи » Публикации » Учителей

Интеграция ИКТ с технологией дифференцированного обучения
Интеграция ИКТ с технологией дифференцированного обучения
на уроках в начальной школе

Лузина Н.А. , учитель начальных классов

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. На современном этапе развития системы образования определены основные направления модернизации.
В своей работе я реализую несколько направлений, в том числе - личностную ориентацию содержания образования. Реализацию этого направления я вижу через интеграцию информационно-коммуникационных технологий с технологией дифференцированного обучения.
Эти технологии выделены не случайно: они в совокупности реализуют два принципа современного образования – принцип гуманизации (установление субъект-субъектных отношений) и принцип информатизации (внедрение достижений информационных технологий в обучение).
В частности, взаимодействуя с технологией дифференцированного обучения, ИКТ на уроке приобретают адресный характер, подбираются с учетом особенностей конкретного класса.
Для любого класса данные технологии является актуальными в силу ряда причин. Прежде всего, необходимо отметить, что в одном классе обучаются, чаще всего, дети с разными индивидуальными особенностями, которые в значительной мере влияют на усвоение учебного материала: ведущий канал восприятия учебной информации, вид внимания, памяти, уровени понимания учебного материала.
В связи с возникшим противоречием - общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями памяти, восприятия, уровня общего развития конкретного ученика выбрана и соответствующая тема методической работы «Интеграция ИКТ с технологией дифференцированного обучения на уроках в начальной школе».
Технология дифференцированного обучения , автором которой является Е.А.Юнина, доктор философских наук, профессор педагогики, основывается на изучении и понимании человека, учете его особенностей, влияющих на эффективность усвоения учебной информа¬ции в течение урока. Причем, значительно повысить уровень дифференциации на всех этапах урока помогают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Поэтому, одна из главных целей моей работы: интеграция технологии дифференцированного обучения с информационно-коммуникационными технологиями на уроках для эффективного усвоения учащимися программного материала.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) создать благоприятные условия для эффективного усвоения учащимися программного материала (проводить уроки с учетом особенности аудитории);
2) организовать учебный процесс с учетом современных достижений техники и технологий для развития учебно-познавательной мотивации (мультимедийная поддержка урока, реализация ИКтехнологии);
3) осуществлять постоянный автоматизированный контроль за деятельностью учащихся;
Сущность дифференциации состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности (могли эффективно усваивать на уроке учебную информацию).
В основе дифференциации лежит учет особенностей учащихся, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение урока (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических).
Реализация технологии дифференцированного обучения предполагает написание психологического портрета учащихся класса на основе наблюдения за ними на преподаваемом учителем предмете, корректировку психологического портрета по мере изменения особенностей учащихся, продумывание учителем своих действий по реализации дифференцированного подхода к учащимся на каждом уроке и включение данной информации в конспект каждого урока.
Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Она основана на использовании компьютерных средств хранения, переработки и представления информации в разном виде.
Освоением информационно-коммуникационных технологий я занимаюсь в течение десяти лет.
Одним из направлений информационных технологий в моей работе является - компьютерные мультимедийные обучающие и демонстрационные ресурсы. Мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют строить работу с учетом дифференцированного подхода (активизировать разные каналы восприятия, так как используются анимация, звуковое сопровождение, видеосюжеты и гиперссылки).
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному, при котором ребенок становится активным участником образовательного процесса. В процессе применения ЦОРов у учащихся возникает постропроизвольное внимание, которое является наиболее ценным видом внимания, так как появляется интерес к деятельности, целенаправленность, снимается напряжение.
Более того, использование CD-ROM, позволяет принципиально по-новому строить индивидуальную самостоятельную работу учащихся на уроке и дома.
В своей работе я использую уже готовые ЦОРы, разработанные в рамках проекта ИСО:
• «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (4 диска) - для подготовки к урокам в качестве дополнительного материала;
• «Веселая азбука» Кирилла и Мефодия – для организации уроков обучения грамоте в 1 классе;
• «Остров Арифметики» - обучающие игры на уроках математики во время устного счета для учащихся 1 класса;
• «Веселая математика» - сборник увлекательных, развивающих математических игр, рассчитанный на учащихся 1 – 2 классов;
• электронное учебное пособие «Природа, человек, общество», использую в процессе обучения курса «окружающий мир» для 1- 4 классов и др.
Для проведения уроков окружающего мира, классных часов, реализации регионального компонента использую CD-диски: «Энциклопедия Пермской области», 2 диска из Золотой коллекции «Литературное Прикамье детям» по произведениям пермских писателей В.И.Давыдычева и Л.И.Кузьмина.
Так же разрабатываю ЦОРы сама и использую цифровые образовательные ресурсы учителей начальных классов нашей школы, района и края.
Еще одно направление компьютерных технологий – педагогическое тестирование в бланковой форме или непосредственно на компьютере.
В результате реализации данного направления сформированы:
• папки с контрольно-измерительными материалами для всех классов по русскому языку, математике и окружающему миру;
• КИМы в электронном виде, созданные при помощи программ:
Power Point, B-Test (генерация тестов для бланкового тестирования), компьютерного тестирования Testing, разработанные коллективом кафедры информационных технологий ПРИПИТа, E-Publish 4.1.65 (Конструктор сайтов).
Для организации тестирования с целью диагностики и коррекции использую набор программно-методических комплексов по русскому языку и математике для 2 – 4 классов «Семейный наставник». Комплекс позволяет осуществить визуальный контроль за усвоением учебного материала, выдачу ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Такие ЦОРы позволяют осуществлять дифференциацию по уровню усвоения учебного материала, по типу мышления (для детей с логическим мышлением включаю задания повышенной сложности), по общему уровню развития учащихся.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволило мне решить следующие дидактические задачи:
1) учебный процесс, организованный с применением ИКТ формирует учебно-познавательную мотивацию (в среднем по разным предметам наблюдается высокая учебная мотивация у 75% учащихся);
2) на уроках, проводимых с применением данных технологий, в среднем по разным предметам отмечается высокая степень усвоения учебного материала у 84% учащихся;
Таким образом, считаю, что интеграция информационно-коммуникационных технологий с технологией дифференцированного обучения на уроках позволяют повышать степень усвоения учебного материала.

Категория: Учителей | Добавил: luzina (18.03.2009)
Просмотров: 3842 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024