МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Четверг, 16.05.2024, 08:26



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Методические разработки [58]

Наш опрос
gjgjgj
Всего ответов: 13

Главная » Статьи » Учителям » Методические разработки

формирование информационной культуры
Десяткова Н. Н., ЧСОШ с.Частые
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.
Учащийся должен обладать определенным уровнем знаний, позволяющим ему свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, т.е. владеть информационной культурой.
Поэтому целью работы каждого учителя становится воспитание личности, способной осваивать и употреблять новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е. формирование инфор¬мационной культуры ученика начальной школы.
Критерии оценки результативности работы.
1. Повышение качества знаний.
2. Повышение мотивации обучения.
Одна из эффективных технологий - ИКТ.
Ознакомление с информационными технологиями должно начинаться в начальной школе. По оценкам многих, именно в начальной школе овладение компьютерным обучением развивается гораздо более эффективно, чем где бы то ни было.
Систематически формирую информационную культуру у детей, где разработала систему уроков с использованием ИКТ по всем предметам. На каждом этапе урока используется цифровой образовательный ресурс.
На этапе сообщения темы использую следующие приемы: поставьте слова в правильном порядке, прочитайте буквы в звездочках, собери слова, исключи повторяющиеся буквы, прочитай слово по схеме, с пропущенными буквами, собери слова.
При организации процесса усвоения нового материала мне помогают проблемные ситуации: «Найди ответ!» т.е. правильно расставь способы решения проблем, раздели предметы на группы, нарисуй знаки, узнай по голосу. Проблемные вопросы: почему многие растения и животные становятся редкими или исчезают совсем? Сделай подписи к знакам правила поведения в природе (в программе Word). Демонстрирую фотографии и рисунки на слайдах.
На этапе закрепления изученного материала использую тесты, кроссворды, загадки, игры.
Во время проведения рефлексии присутствуют приемы: нарисуй и раскрась кружок, ягодку; у кого осталось солнечное, радостное настроение, подарите солнышку красный бант, у кого хорошее – желтый бант, а у кого настроение ухудшилось - зеленый бант и т. д.
Осуществляю на уроках дифференцированное обучение. Предлагаю детям разноуровневые задания, учитываю психофизиологические особенности детей.
В своей работе использую электронные учебные ма¬териалы на уроках обучения грамоте, русского языка, матема¬тики, окружающего мира.
На уроках грамоты использую компьютерную игру: «Баба-яга учится читать». Она помогает первоклассникам легко запоминать буквы, выделять слияния в словах, учит читать, искать закономерности, развивать критическое мышление и пространственные отношения. Использование компьютерных игр на уроке усиливает мотивацию обучения и даже «слабые» учащиеся более активно и заинтересовано выполняют задания.
На уроках русского языка и математики использую обучающий программно-методический комплекс «Семейный наставник». Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
По окружающему миру созданы презентации по темам: «Лес», «Водоемы», «Поле», «Луг», «Звезды», «Сад», «Москва», «Частые – Родина моя» и другие. С презентациями работаем на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Мультимедийные презентации содержат карты, схемы, таблицы, тесты, кроссворды, иллюстративно-текстовый материал, имеют аудиосопровождение, видеоматериалы.
Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций – весьма интересное и творческое дело. Интерес к презентациям и эффективность восприятия намного превосходят любые традиционные наглядные пособия.
Работая со справочными пособиями «Большая детская энциклопедия» и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», учащиеся расширяют и обогащают свои знания по всем предметам, изучаемым в начальной школе. Электронные пособия, содержащие статьи представляют собой материал доступный младшему школьнику, и рассчитаны на разный уровень готовности к обучению и на запросы ученика, интересующегося данной областью знаний. Таким образом, дополнительный материал может быть использован дифференцированно.
На уроках использую одну из форм организации учебного процесса - компьютерное тестирование. Оно позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы.
В заключении хочется сказать, что содержательные и целенаправленные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность.

Результативность:
• В результате использования на уроках грамоты игры «Баба-яга учится читать» все учащиеся первого класса овладели навыками чтения. До поступления в школу 100% детей не владели этим навыком.
• Отмечена положительная динамика на уроках математики. В результате индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях все учащиеся овладели таблицей сложения и вычитания в пределах 20 на высоком и среднем уровне.
• Использование презентаций на уроках окружающего мира повысило качество знаний по предмету. В первом классе составляло 20%, а во втором - 50%.
• Мои дети активные участники традиционных конкурсов компьютерных рисунков «Золотая осень», «Зимушка хрустальная» и дистанционного конкурса «Информашка».
• У 50% учащихся имеется дома компьютер, поэтому сочинения и сообщения они готовят, используя текстовый редактор. Дополнительный материал к урокам находят на детских сайтах: http://www.rgdb.ru, http://ib.fannet.ru/, http://www.skazka.com/ru/
• Участвовала в муниципальном конкурсе «Урок с использованием ИКТ» и заняла I место.
• Разработала 30 презентаций по разным предметам. Данный опыт транслирую своим коллегам.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию информационной культуры у детей младшего школьного возраста.
Список литературы

1. Аксенова Н. В. Компьютер и проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира // «Начальная школа плюс до и после», №7/2007 год.
2. Вахрушев А. А. Использование личностно ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира // «Начальная школа плюс до и после», №12/2005 год.
3. Лебедева Т. Н. Информационные технологии в обучении, Пермь, 2005.
4. Леванина Н. Н. В новый век – с новыми технологиями // «Начальная школа плюс до и после», №7/2007 год.
5. Максимова О. В., город Омск, e-mail: omax181@mail.ru
6. Митрясова Е. В., г. Омск, e-mail: elena_mitrasova@inbox.ru

Категория: Методические разработки | Добавил: des (19.03.2009)
Просмотров: 1547 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024