Десяткова Н. Н., ЧСОШ с.Частые ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Учащийся должен обладать определенным уровнем знаний, позволяющим ему свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, т.е. владеть информационной культурой. Поэтому целью работы каждого учителя становится воспитание личности, способной осваивать и употреблять новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е. формирование инфор¬мационной культуры ученика начальной школы. Критерии оценки результативности работы. 1. Повышение качества знаний. 2. Повышение мотивации обучения. Одна из эффективных технологий - ИКТ. Ознакомление с информационными технологиями должно начинаться в начальной школе. По оценкам многих, именно в начальной школе овладение компьютерным обучением развивается гораздо более эффективно, чем где бы то ни было. Систематически формирую информационную культуру у детей, где разработала систему уроков с использованием ИКТ по всем предметам. На каждом этапе урока используется цифровой образовательный ресурс. На этапе сообщения темы использую следующие приемы: поставьте слова в правильном порядке, прочитайте буквы в звездочках, собери слова, исключи повторяющиеся буквы, прочитай слово по схеме, с пропущенными буквами, собери слова. При организации процесса усвоения нового материала мне помогают проблемные ситуации: «Найди ответ!» т.е. правильно расставь способы решения проблем, раздели предметы на группы, нарисуй знаки, узнай по голосу. Проблемные вопросы: почему многие растения и животные становятся редкими или исчезают совсем? Сделай подписи к знакам правила поведения в природе (в программе Word). Демонстрирую фотографии и рисунки на слайдах. На этапе закрепления изученного материала использую тесты, кроссворды, загадки, игры. Во время проведения рефлексии присутствуют приемы: нарисуй и раскрась кружок, ягодку; у кого осталось солнечное, радостное настроение, подарите солнышку красный бант, у кого хорошее – желтый бант, а у кого настроение ухудшилось - зеленый бант и т. д. Осуществляю на уроках дифференцированное обучение. Предлагаю детям разноуровневые задания, учитываю психофизиологические особенности детей. В своей работе использую электронные учебные ма¬териалы на уроках обучения грамоте, русского языка, матема¬тики, окружающего мира. На уроках грамоты использую компьютерную игру: «Баба-яга учится читать». Она помогает первоклассникам легко запоминать буквы, выделять слияния в словах, учит читать, искать закономерности, развивать критическое мышление и пространственные отношения. Использование компьютерных игр на уроке усиливает мотивацию обучения и даже «слабые» учащиеся более активно и заинтересовано выполняют задания. На уроках русского языка и математики использую обучающий программно-методический комплекс «Семейный наставник». Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. По окружающему миру созданы презентации по темам: «Лес», «Водоемы», «Поле», «Луг», «Звезды», «Сад», «Москва», «Частые – Родина моя» и другие. С презентациями работаем на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Мультимедийные презентации содержат карты, схемы, таблицы, тесты, кроссворды, иллюстративно-текстовый материал, имеют аудиосопровождение, видеоматериалы. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций – весьма интересное и творческое дело. Интерес к презентациям и эффективность восприятия намного превосходят любые традиционные наглядные пособия. Работая со справочными пособиями «Большая детская энциклопедия» и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», учащиеся расширяют и обогащают свои знания по всем предметам, изучаемым в начальной школе. Электронные пособия, содержащие статьи представляют собой материал доступный младшему школьнику, и рассчитаны на разный уровень готовности к обучению и на запросы ученика, интересующегося данной областью знаний. Таким образом, дополнительный материал может быть использован дифференцированно. На уроках использую одну из форм организации учебного процесса - компьютерное тестирование. Оно позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы. В заключении хочется сказать, что содержательные и целенаправленные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность. Результативность: • В результате использования на уроках грамоты игры «Баба-яга учится читать» все учащиеся первого класса овладели навыками чтения. До поступления в школу 100% детей не владели этим навыком. • Отмечена положительная динамика на уроках математики. В результате индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях все учащиеся овладели таблицей сложения и вычитания в пределах 20 на высоком и среднем уровне. • Использование презентаций на уроках окружающего мира повысило качество знаний по предмету. В первом классе составляло 20%, а во втором - 50%. • Мои дети активные участники традиционных конкурсов компьютерных рисунков «Золотая осень», «Зимушка хрустальная» и дистанционного конкурса «Информашка». • У 50% учащихся имеется дома компьютер, поэтому сочинения и сообщения они готовят, используя текстовый редактор. Дополнительный материал к урокам находят на детских сайтах: http://www.rgdb.ru, http://ib.fannet.ru/, http://www.skazka.com/ru/ • Участвовала в муниципальном конкурсе «Урок с использованием ИКТ» и заняла I место. • Разработала 30 презентаций по разным предметам. Данный опыт транслирую своим коллегам. Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию информационной культуры у детей младшего школьного возраста. Список литературы 1. Аксенова Н. В. Компьютер и проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира // «Начальная школа плюс до и после», №7/2007 год. 2. Вахрушев А. А. Использование личностно ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира // «Начальная школа плюс до и после», №12/2005 год. 3. Лебедева Т. Н. Информационные технологии в обучении, Пермь, 2005. 4. Леванина Н. Н. В новый век – с новыми технологиями // «Начальная школа плюс до и после», №7/2007 год. 5. Максимова О. В., город Омск, e-mail: omax181@mail.ru 6. Митрясова Е. В., г. Омск, e-mail: elena_mitrasova@inbox.ru |