Жужгова А.В. МОУ Частинская средняя общеобразовательная школа Формирование здорового образа жизни у младшего школьника Обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с самого раннего детства, - актуальная задача современного образования. Проблемами здоровья детей дошкольного возраста занимаются валеологи, воспитатели, медицинские работники детских садов, тем не менее, в школу поступают дети с нарушениями зрения, осанки, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, и даже с заболеваниями нервной системы. Систематическая учебная нагрузка и школьные волнения не способствуют улучшению здоровья школьника, и показатели здоровья к выпуску из школы значительно снижаются. При изучении медицинских карт первоклассников 2006 года я увидела, что нарушение зрения имеют – 9% детей, осанки – 17%, ЖКЗ – 9%, ЧБД – 17%. Поэтому я считаю актуальной работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Моя методическая тема: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Цель: научить детей бережному отношению к собственному здоровью, приёмам сохранения и укрепления здоровья. Свою работу я веду по следующим направлениям: 1. Диагностика и изучение здоровья учащихся. 2. Учебная деятельность. 3. Работа с родителями. 4. Взаимодействие с другими организациями. Что мы делаем в классе для своего здоровья? Каждый день начинается с утренней зарядки при открытой форточке в любую погоду. На уроках провожу различные физкультминутки: двигательные, зрительные, мозговую гимнастику для снятия напряжения. Родители сделали для класса конторки, за которыми дети работают на уроках стоя, таким образом сами чередуют смену поз при письме и чтении. Для сохранения осанки дети используют соляные мешочки, которые помогают держать при посадке спину и голову правильно. Систематическую и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни я провожу на факультативных занятиях «Уроки здоровья». За основу этого курса взяла программу Л. А. Обуховой и Н. А. Лемяскиной « Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья». Цель данного курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Дети учатся гигиеническим навыкам, культуре поведения, правилам безопасной жизнедеятельности, получают некоторые сведения по анатомии и физиологии. С 1 класса ребята учатся беречь осанку, зрение и слух, ухаживать за кожей и зубами, знакомятся с докторами природы: Водой, Свежим Воздухом, Здоровой Пищей, Сном. Получаемая детьми информация направлена на развитие самопознания, самоуважения и самоконтроля. Основным принципом является формирование у школьника ответственности за своё здоровье и безопасность. Узнавая виды и причины болезней, ребята понимают, как можно уберечься от них, какое огромное значение имеют прививки, следование советам врача и соблюдение личной гигиены. На наших занятиях есть место занимательно- познавательным беседам, сюжетно-ролевым и подвижным играм, конкурсам и наблюдениям, мини-исследованиям и экскурсиям. Несколько занятий мы провели в кафе, в аптеке, в кабинете школьного врача, где дети применяли полученные знания на практике. Второй год дети ведут «Дневники здоровья», в которых записывают свои наблюдения и выводы, а также творческие работы. В дневниках мы заполняем такие странички, как: «Я не люблю болеть». «Мои секреты здоровья». «Творческая страничка» (стихи о ЗОЖ). «Пословицы и поговорки». По этой теме во 2 классе мы разработали и выполнили проект в виде сборника. Пословицы и поговорки, найденные в библиотеках и полученные от дедушек и бабушек, дети разграничили по темам: «Здоровье и болезнь» «Чистота и умывание» «Отдых и сон» «Еда и здоровье» «Вредные привычки». В результате дети осмыслили и запомнили много хороших пословиц, подтверждающих значимость здоровья в народной мудрости. «Здоровье дороже денег». «Не рад больной и золотой кровати». «Здоровье близко: ищи его в миске». «Здоров будешь – всё добудешь». Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме, было проведено собрание по теме « Здоровье школьника» с приглашением школьного медработника и преподавателя по физической культуре. Продолжением его стала следующая тема «Роль семьи в формировании ЗОЖ школьника». Эти собрания способствовали активизации работы родительского комитета класса по данному направлению. Доброй традицией стали походы в лес и «Весёлые старты», проводимые вместе с родителями. Хорошее настроение, доброе отношение и крепкое здоровье – вот девиз этих мероприятий! Всем педагогам известно, что младшему школьнику необходима двигательная активность. Дети получают её на 3 уроках физкультуры и в спортивных кружках и секциях. Чтобы привлечь детей в эти кружки я провела большую агитационную работу. Преподаватели из ДЮСШ неоднократно приходили в класс для бесед с детьми. С ребятами мы сходили на экскурсию в спортивную школу, где они увидели просторный зал и приветливых педагогов. Так началась дружба детей со спортом! Сейчас 68 % детей нашего класса посещают спортивные секции и танцевальный кружок. Итогом любой педагогической деятельности должны быть позитивные изменения, происходящие с детьми. Приведу некоторые цифровые данные по классу. Количество пропущенных уроков по болезни на одного ученика в среднем за год снизилось на 4 часа (2 9ч. – 25 ч.). 68 % детей стабильно посещают спортивные секции и танцевальные кружки. Наши третьеклассники в школьных соревнованиях и эстафетах занимают первые места в своей возрастной группе, четверо мальчиков успешно выступают на районных и краевых турнирах. По мини-футболу - 2 место в крае, в районном осеннем кроссе - 1 и 2 места. И в заключении хочу выразить надежду, что полученные знания и умения сохранять и укреплять своё здоровье помогут детям стать здоровыми, активными и успешными, что так необходимо в современном мире. |