Формирование личной и гражданской позиции школьника через компетентностный подход Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Э Асадов Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Татьяна Валерьевна Лузина, учитель математики МОУ Частинская средняя школа приветствую вас в моей творческой мастерской. Мастерская моя необычная, так как работаю я с очень хрупким материалом – человеческими душами. Цель: Трансляция опыта формирования личной и гражданской позиции школьника через компетентностный подход Задачи: Актуализировать понятие компетентного подхода; Продемонстрировать приемы и методы, направленные на формирование ключевых компетентностей. На протяжении всей своей педагогической деятельности передо мной стояла проблема: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него в последствии получился эффективный, конкурентно-способный работник. Мы собрались сегодня здесь все люди заинтересованные в воспитании гражданина. Для каждого из нас, самое ценное – это собственные дети. Давайте подумаем, каким же мы хотели бы видеть собственных детей… Но, ведь к нам на уроки приходят чьи то дети. И запрос родителя ясен. На мой взгляд, выпускник школы должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы свои и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. В процессе своей педагогической деятельности я выделила для себя следующие ключевые компетентности школьника: - информационно-коммуникативную; - учебно-познавательную; - ценностно-смысловую; - общекультурную. Мы с вами последователи великих педагогов. И основные открытия в педагогике уже сделаны. Мы же с вами можем разнообразить обучение своими формами и методами. И сегодня я предлагаю вам познакомиться с методами и приемами формирования ключевых компетентностей школьника. Я в Пермском крае опытом делюсь И к продуктивному мышлению стремлюсь Коммуникация ведет к удаче и коллективному решению задачи. 1. Информационно-коммуникативная компетентность - учит пользоваться нормативными документами, законами при решении учебно-практических задач; - учит добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ) и передавать ее; - включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Для организации обсуждения проблемных вопросов предлагаю вам поработать в группах…Созданные группы при обсуждении проблем имеют определенную функцию. Оптимисты Задачи оптимиста заключаются в том, чтобы позитивно формулировать цель и определять смысл и преимущества желаемого состояния. Реалисты Задача реалиста - превратить мечту в осуществимый план или готовый продукт. Реалист чаще сосредоточен на технологии или операциях. Основное внимание он уделяет тому, "как" осуществить план или идею. Критики Задача критика - оценить предложенный план или проект на предмет потенциальных проблем и недостающих логических звеньев. Задание группам: (проблемный вопрос) Единый государственный экзамен по математике – верный способ проверки качества преподавания математики в школе… Рассмотреть данное утверждение с позиции реалистов, оптимистов и критиков. Из опыта моей работы: - ролевая игра; - диспуты; - участие школьников в научно-практических конференциях; - обсуждение проблем в форумах в режиме on line; - участвую в проекте национального фонда подготовки кадров «Обучение с использованием INTERNET для решения задач и подготовки школьников на профильном уровне» в качестве сетевого преподавателя по математике; использую в своей работе информационный ресурс по подготовке школьников к экзамену по математике, который находится в сети INTERNET (http://www.uztest.ru). Составляя индивидуальные тематические тесты по математике, облегчаю себе работу при проверке работ, повышаю эффективность качественной подготовки школьников к ЕГЭ. Учу я стремиться только вперед Эта компетентность к знаньям ведет Исследуем объекты необычные И результаты все у нас отличные. 2. Учебно-познавательная компетентность – это владение исследовательской деятельностью; - умение развивать способность самостоятельно учиться, строить индивидуальные образовательные траектории, реализовывать индивидуальную образовательную программу. Смена функции групп. Задание группам: Обсудить в группах вопрос: нужно ли в школе углубленное изучение математики? Если, да, то наметить план действий по созданию углубленного изучения математики в школе (например, с начальных классов). Из собственного опыта формирования учебно-познавательной компетентности: с 2001 года работаю в классах и группах гибкого состава, обучающимся по программе углубленного изучения математики; работаю сетевым преподавателем с детьми обучающимися математике на профильном уровне с использованием ресурса «Телешкола»; сотрудничаю с Пермской математической школой №146. (факультатив по математике); развиваю навыки исследовательской компетентности через технологию «Педагогических мастерских». Я часто задаю себе вопрос Что на свете всех ценнее, всех главнее и вернее Ставлю цель и к ней стремлюсь, Проблем я в жизни не боюсь. 3. Ценностно-смысловая компетентность - это - принятие ценностей мира и человека; - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; - осмысленная организация собственной деятельности. Смена функций групп. Задания группам: Рассмотреть портрет выпускника средней школы с позиции оптимистов, реалистов и критиков Предметно-информационные умения Деятельностно-коммуникативные умения Ценностно-ориентированные умения умение работать с учебной информацией; критическое ее восприятие; преобразование ее из виртуальной в вербальную и наоборот. способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач; умение управлять собой, анализировать и организовывать деятельность; принимать рациональные решения. знание норм, ценностей, традиций культуры; система отношений к миру, к себе, к обществу, основанная на потребностях, мотивах, эмоционально- ценностных ориентациях личности. Ценностные качества личности выпускника: (из результатов анкетирования выпускников Частинской средней школы) Предметно-информационные Деятельностно-коммуникативные Ценностно-ориентированные умение работать с учебной информацией; умение анализировать и организовывать собственную деятельность;знание норм, ценностей, традиций культуры. Про компетентность данную Должны все люди знать Учеников к культуре очень важно приучать Стараюсь интегрировать все знанья понемногу И собирать умения им в дальнюю дорогу. 4. Общекультурная компетентность - - раскрывает особенности национальной и общечеловеческой культуры; - духовно-нравственные основы жизни человека; - культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; - роль науки в жизни человека, ее влияние на мир; - компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Задание группам: Из ряда великих людей выбрать человека, имеющего непосредственное отношение формированию информационной компетентности человечества Что общего у всех этих деятелей и в чем отличие одного из них от других Назвать вклад деятелей в развитие культуры Пермского края Гордость Пермского края Попов Александр Степанович - основоположник радиотехники, изобретатель беспроволочного телеграфа; Дягилев Сергей Павлович театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом; Чайковский Петр Ильич - один из крупнейших русских композиторов; Давыдычев Лев Иванович - прозаик, детский писатель; Решетов Алексей Леонидович — российский лирический поэт и писатель. Малая березниковская энциклопедия называет его лучшим лирическим поэтом России. Мой Пермский край! У нас с тобой все впереди Судьбой дано Нам вместе за руку идти. Седой Урал! Ты вместе с нами молодым сегодня стал. Мой Пермский край — Где начинается рассвет, Мой Пермский край, Пусть Бог хранит тебя от бед! Сегодня, завтра и всегда ты процветай, Мой Пермский край! Гимн Пермского края исполняет выпускница Школы искусств, расположенной в нашем селе… Мы гордимся нашими детьми, потому, что их достижения являются продуктом нашей деятельности и по тому, какими гражданами станут наши выпускники можно и судить о нашей работе. Пусть у них все будет хорошо! У всех наших детей. Тогда и у нас будет все просто отлично… |