МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Воскресенье, 12.05.2024, 01:01



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Методические разработки [58]

Наш опрос

Главная » Статьи » Учителям » Методические разработки

Формирование личной и гражданской позиции школьника через компетентностный подход
Формирование личной и гражданской позиции школьника через компетентностный подход

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Э Асадов

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Татьяна Валерьевна Лузина, учитель математики МОУ Частинская средняя школа приветствую вас в моей творческой мастерской. Мастерская моя необычная, так как работаю я с очень хрупким материалом – человеческими душами.

Цель:
Трансляция опыта формирования личной и гражданской позиции школьника через компетентностный подход
Задачи:
 Актуализировать понятие компетентного подхода;

 Продемонстрировать приемы и методы, направленные на формирование ключевых компетентностей.
На протяжении всей своей педагогической деятельности передо мной стояла проблема: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него в последствии получился эффективный, конкурентно-способный работник. Мы собрались сегодня здесь все люди заинтересованные в воспитании гражданина. Для каждого из нас, самое ценное – это собственные дети. Давайте подумаем, каким же мы хотели бы видеть собственных детей… Но, ведь к нам на уроки приходят чьи то дети. И запрос родителя ясен. На мой взгляд, выпускник школы должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы свои и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
В процессе своей педагогической деятельности я выделила для себя следующие ключевые компетентности школьника:
- информационно-коммуникативную;
- учебно-познавательную;
- ценностно-смысловую;
- общекультурную.

Мы с вами последователи великих педагогов. И основные открытия в педагогике уже сделаны. Мы же с вами можем разнообразить обучение своими формами и методами.
И сегодня я предлагаю вам познакомиться с методами и приемами формирования ключевых компетентностей школьника.
Я в Пермском крае опытом делюсь
И к продуктивному мышлению стремлюсь
Коммуникация ведет к удаче
и коллективному решению задачи.

1. Информационно-коммуникативная компетентность
- учит пользоваться нормативными документами, законами при решении учебно-практических задач;

- учит добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ) и передавать ее;

- включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Для организации обсуждения проблемных вопросов предлагаю вам поработать в группах…Созданные группы при обсуждении проблем имеют определенную функцию.
 Оптимисты
Задачи оптимиста заключаются в том, чтобы позитивно формулировать цель и определять смысл и преимущества желаемого состояния.
 Реалисты
Задача реалиста - превратить мечту в осуществимый план или готовый продукт. Реалист чаще сосредоточен на технологии или операциях. Основное внимание он уделяет тому, "как" осуществить план или идею.
 Критики
Задача критика - оценить предложенный план или проект на предмет потенциальных проблем и недостающих логических звеньев.
Задание группам: (проблемный вопрос)

 Единый государственный экзамен по математике – верный способ проверки качества преподавания математики в школе…
 Рассмотреть данное утверждение с позиции реалистов, оптимистов и критиков.
Из опыта моей работы:
- ролевая игра;
- диспуты;
- участие школьников в научно-практических конференциях;
- обсуждение проблем в форумах в режиме on line;
-
 участвую в проекте национального фонда подготовки кадров «Обучение с использованием INTERNET для решения задач и подготовки школьников на профильном уровне» в качестве сетевого преподавателя по математике;

 использую в своей работе информационный ресурс по подготовке школьников к экзамену по математике, который находится в сети INTERNET (http://www.uztest.ru). Составляя индивидуальные тематические тесты по математике, облегчаю себе работу при проверке работ, повышаю эффективность качественной подготовки школьников к ЕГЭ.

Учу я стремиться только вперед
Эта компетентность к знаньям ведет
Исследуем объекты необычные
И результаты все у нас отличные.

2. Учебно-познавательная компетентность
– это владение исследовательской деятельностью;
- умение развивать способность самостоятельно учиться, строить индивидуальные образовательные траектории, реализовывать индивидуальную образовательную программу.
Смена функции групп.
 Задание группам:
Обсудить в группах вопрос: нужно ли в школе углубленное изучение математики?

Если, да, то наметить план действий по созданию углубленного изучения математики в школе (например, с начальных классов).

Из собственного опыта формирования учебно-познавательной компетентности:
 с 2001 года работаю в классах и группах гибкого состава, обучающимся по программе углубленного изучения математики;

 работаю сетевым преподавателем с детьми обучающимися математике на профильном уровне с использованием ресурса «Телешкола»;

 сотрудничаю с Пермской математической школой №146. (факультатив по математике);

 развиваю навыки исследовательской компетентности через технологию «Педагогических мастерских».

Я часто задаю себе вопрос
Что на свете всех ценнее, всех главнее и вернее
Ставлю цель и к ней стремлюсь,
Проблем я в жизни не боюсь.

3. Ценностно-смысловая компетентность -
это - принятие ценностей мира и человека;
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- осмысленная организация собственной деятельности.

Смена функций групп.
Задания группам:
Рассмотреть портрет выпускника средней школы с позиции оптимистов, реалистов и критиков

 Предметно-информационные умения
 Деятельностно-коммуникативные умения
 Ценностно-ориентированные умения

умение работать с учебной информацией;
критическое ее восприятие;
преобразование ее из виртуальной в вербальную и наоборот.

способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач;
умение управлять собой, анализировать и организовывать деятельность; принимать рациональные решения.

знание норм, ценностей, традиций культуры;
система отношений к миру, к себе,
к обществу, основанная на потребностях, мотивах,
эмоционально- ценностных ориентациях личности.

Ценностные качества личности выпускника:
(из результатов анкетирования выпускников Частинской средней школы)

 Предметно-информационные
 Деятельностно-коммуникативные
 Ценностно-ориентированные

умение работать с учебной информацией;
умение анализировать и организовывать собственную деятельность;знание норм, ценностей, традиций культуры.

Про компетентность данную
Должны все люди знать
Учеников к культуре очень важно приучать
Стараюсь интегрировать все знанья понемногу
И собирать умения им в дальнюю дорогу.

4. Общекультурная компетентность -
- раскрывает особенности национальной и общечеловеческой культуры;

- духовно-нравственные основы жизни человека;

- культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

- роль науки в жизни человека, ее влияние на мир;

- компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Задание группам:

Из ряда великих людей выбрать человека, имеющего непосредственное отношение формированию информационной компетентности человечества

 Что общего у всех этих деятелей и в чем отличие одного из них от других

 Назвать вклад деятелей в развитие культуры Пермского края
Гордость Пермского края

Попов Александр Степанович - основоположник радиотехники, изобретатель беспроволочного телеграфа;

Дягилев Сергей Павлович театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом;

Чайковский Петр Ильич - один из крупнейших русских композиторов;

Давыдычев Лев Иванович - прозаик, детский писатель;

Решетов Алексей Леонидович — российский лирический поэт и писатель. Малая березниковская энциклопедия называет его лучшим лирическим поэтом России.
Мой Пермский край!
У нас с тобой все впереди
Судьбой дано
Нам вместе за руку идти.
Седой Урал!
Ты вместе с нами молодым
сегодня стал.
Мой Пермский край —
Где начинается рассвет,
Мой Пермский край,
Пусть Бог хранит тебя от бед!
Сегодня, завтра и всегда ты процветай,
Мой Пермский край!
Гимн Пермского края исполняет выпускница Школы искусств, расположенной в нашем селе… Мы гордимся нашими детьми, потому, что их достижения являются продуктом нашей деятельности и по тому, какими гражданами станут наши выпускники можно и судить о нашей работе. Пусть у них все будет хорошо! У всех наших детей. Тогда и у нас будет все просто отлично…

Категория: Методические разработки | Добавил: доброжелатель (12.05.2009) | Автор: Татьяна Валерьевна Лузина
Просмотров: 1432 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024