МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Понедельник, 29.04.2024, 04:32



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Учеников [5]
Учителей [13]
КПМО [0]
Библиотека [75]

Наш опрос

Главная » Статьи » Публикации » Учителей

Актуальные проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников (из опыта работы Н.Г. Струговой)
Формирования учебной мотивации у младших школьников прежде всего развитие внутренней мотивации. Ведь это один из важных показателей эффективности развития творческого потенциала ученика.
В своей работе я использую различные методы, в том числе метод проектного и проблемного обучения, метод сотрудничества; формы индивидуальной и групповой работы, дифференцированное обучение, задания разного уровня сложности; учитываю возрастные особенности школьников. Большое внимание уделяю постановке логических задач предоставляю самостоятельность при их решении. Всё это способствует созданию у детей внутренней мотивации к учебной деятельности.
Одним из путей формирования мотивации является организация учебной деятельности. От того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом, зависит успех учебной деятельности. Для того чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, использую три основных этапа: мотивационный, операционально-познавательный, рефлексивно – оценочный.
Мотивационный этап. На этом этапе ученики осознают, для чего им необходимо изучить этот материал, что именно им придётся изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Создаю учебно-проблемную ситуацию, через постановку перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы, через беседы (рассказы) о теоретической и практической значимости предстоящей темы. На мотивационном этапе важна формулировка основной учебной задачи. Обычно - это обсуждение проблемной ситуации. Учебная задача показывает детям, на что они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Стараюсь, чтобы каждый ученик поставил перед собой определённые цели, направленные на изучение учебного материала. Если учебная задача сформулирована, понятна и принята учащимися, намечаем и обсуждаем план предстоящей работы.
Операционально-познавательный этап. Здесь учащиеся усваивают содержание темы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации зависит от того, ясна ли учащимся необходимость содержания всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.
Рефлексивно – оценочный этап. Этот этап провожу как итоговый в процессе изучения темы. На данном этапе дети учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Работу по подведению итогов организую так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познания нового, интересного. Этим формирую у детей ориентацию на переживание чувств, что приводит к возникновению потребности к творчеству, познанию, то есть к появлению положительной учебной деятельности.
Ребёнок должен испытывать чувство радости и удовлетворения от решения творческих, нестандартных задач. Обучение должно быть успешным, победным, отношения доверительные. Педагог должен заинтересовать детей внесением необычности, новизны, необходимости выполняемой работы. Одним из средств активизации детей является словесное и наглядное поощрение, введение элемента соревновательности. Для этого в классном уголке создана рубрика «Мои достижения в этом учебном году.Такой же именной лист с достижениями есть будет и в дневнике у каждого учащегося с 3 класса. Это необходимо для поднятия самооценки ребёнка и очень важно для родителей.
Использую анкетирование – один из самых распространённых методов изучения школьной мотивации. Выявить отношение ребёнка к школе помогает анкета Н.Г. Лускановой.
Для более глубокого изучения индивидуальных особенностей формирования мотивации учения использую метод наблюдения и беседы. Объектом наблюдения становятся любимые увлечения и занятия во время досуга; участие в кружках, в конкурсах, в спортивных соревнованиях

Для успешного проведения беседы устанавливаю психологический контакт между мной и учеником, создаю доброжелательный климат. Ежегодно провожу классный час «Что, значит, быть успешным?». Каждый ребёнок получает памятку школьника «Как достичь успеха?»
Для достижения поставленных задач использую современные методы оценивания учебных достижений. Это безотметочное обучение в 1 классе и первой половине 2 класса.
Постепенный переход на безотметочное обучение в начальной школе - это одна из целей реформы образования. В этот период особенно важно соблюдать необходимые и обязательные условия. Принимать все ответы и реакции детей.
Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий.
Поэтому я использую и дифференцированные контрольно - измерительные задания. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей. Диагностика в нашей школе проводится, начиная с первого класса. Используя уровневую дифференциацию, каждый ученик, обучаясь по единой программе, может усваивать её на разных уровнях, но не ниже уровня стандарта. В УМК «Гармония» - это программа, по которой я работаю, изначально заложены идеи дифференцированного обучения. Каждый ученик может выбрать себе задание, с которым он обязательно справится.
Оценка творчества и инициативы оформляется также весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Это портфолио ученика, персональные выставки творческих работ учащихся, как классные, так и школьные.
Эти литературно – творческие работы собраны в папку «Проба пера», которая хранится в классе. Дети и родители всегда могут посмотреть её. А также прочитать на сайте «ВЭШКИ.RU» в разделе с таким же названием.
Своим творчеством дети рады поделиться с читателями местной газеты «Частинские вести». В № 52 от 31 декабря 2012 года помещено стихотворение Софьи Лузиной «Чудеса под Новый год». Хотя последнее время нас редко печатают.
К концу начальной школы возможно общее снижение мотивации учения. В этот период угасает общее положительное отношение к школе, потому что оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ученика непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Но если у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к самому содержанию учения, к способам добывания знаний, т.е. формируется учебно-познавательный мотив, то снижения мотивации учения к концу начальной школы можно избежать. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу.
Автор Н.Г. Стругова
Категория: Учителей | Добавил: Marianna (13.04.2012)
Просмотров: 1426 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024