Читающий подросток- надежда на хорошее будущее России
Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Отсюда вытекает первейшая задача школьной библиотеки – привить навыки работы с книгой, научить вдумчивому чтению, исключающему прочтение-верхоглядство, работе с каталогами, справочной литературой, периодикой. Для этого я составила программу «Библиотечно-библиографические и информационные знания – школьникам», которая предусматривает постепенное накопление и углубление знаний о книге: от общего знакомства с библиотекой до самостоятельной работы с книгой; от элементарной записи о прочитанной книге – к развёрнутому отзыву о ней. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оправдана: знания детей углубляются от класса к классу, последующие занятия проводятся на более сложном материале. Программа составлена с учетом требований ФГОС и охватывает все направления пропаганды ББЗ: библиотека и книга, выбор книги в библиотеке, осознанное чтение и основные приёмы работы с книгой. Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются: Индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой; Групповые консультации, беседы об информационной системе и правилах её использования; Экскурсии по библиотеке; Библиотечные уроки по обучению методике оформления списков использованной литературы; Итоговые мероприятия, выявляющие уровень библиотечно-библиографической грамотности школьников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями. Программа предусматривает три занятия в год с детьми каждого года обучения. Внедрение её по силам любой школьной библиотеке. Эти занятия обогатят учащихся сведениями, необходимыми для дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях. В повседневной читательской деятельности дети должны овладеть необходимым минимумом библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков. Они приучаются бережно обращаться с книгой, осмысливать прочитанное, выражать своё отношение к нему, вести простейшую запись о полюбившихся книгах, читать каталожную карточку; знакомятся со структурой книги, определяют примерное содержание незнакомого произведения, формируют свой запрос и цель чтения, знакомятся с доступными их возрасту периодическими изданиями. В состав общеучебных знаний и умений принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект, реферат. Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции). Ученик должен «уметь»: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя, библиотекаря; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е.пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.