МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Понедельник, 29.04.2024, 00:56



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Учеников [5]
Учителей [13]
КПМО [0]
Библиотека [75]

Наш опрос

Главная » Статьи » Публикации » Учителей

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ КУРСА «ИНФОРМАТИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
В основе формирования УУД лежит системно-деятельностный подход,который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД) осуществляется на всех уроках в начальной школе, в частности и на уроках информатики.
Обучение начинаю со 2 класса (в форме кружка «Инфознайка», 3 - 4 классы - 1 еженедельный урок) по программе курса для начальной школы «Информатика» авторов Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой.
При организации учебного процесса на уроках информатики у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД.

Из содержания схемы вытекает, что УУД (личностные и метапредметные):
1) формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) учебном содержании курса, что и предметные умения в неразрывном единстве с ними;
2) развиваются в неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что невозможно изолированно друг от друга формировать разные виды УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).
Комплекс ЛИЧНОСТНЫХ УУД базирую на осознании ребенком процесса учения. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют. Кроме этого к личностным УУД отношу формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности. Предоставляя возможность учащимся работать в локальной (школьной) и глобальной (Internet) компьютерных сетях обсуждаем аспекты, которые базируются на личном опыте учащихся:
• правила поведения в компьютерном классе (2 класс);
• правила использования коллективных носителей информации (3, 4 класс);
• правила цитирования литературных источников ( 4 класс).
Поскольку при организации учебного процесса ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
На уроках информатики знакомлю с приемами планирования деятельности в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:
• планирование деятельности человека;
• управление формальными исполнителями.
Знакомство с приемами планирования деятельности начинаю во 2 классе. Ввожу понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи. Рассматриваем только линейные алгоритмические конструкции.
С третьего класса рассматриваем более сложную конструкцию – ветвление. На данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из разных предметов школьного курса, что дает возможность использовать учебники по всем предметам как источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.
На уроках создаю условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.
В результате освоения предметного содержания курса по информатике учащиеся выполняют целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работают с информацией, осуществляют анализ, синтез, устанавливают причинно-следственные связи, создают высказывания в устной и письменной форме и т.п.
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает одна из главных задач курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике.
Обучение начинается с введения во 2-ом классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
При изучении понятия информации обращаю внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач.
В 3-м и 4-м классах обсуждаются различные способы организации информации: упорядоченный список, таблица; дерево, гипертекст.
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
* со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
* поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
* обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием ком-пьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
В 3-м и 4-м классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путём непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что конкретным средством формирования УУД является учебный материал курса «Информатика».
Формирование УУД средствами курса «Информатика» способствует обеспечению качества образовательного процесса:
1) повысился уровень сформированности мотивации к учебной деятельности, т.е. появился устойчивый интерес учащихся к урокам информатики. Динамика составила 26%;
2) сформированность предметных компетенций курса информатика на высоком уровне у 33% учащихся, уровнем выше среднего обладают 47% учащихся, средний уровень у 20% учащихся, низкого уровня не выявлено;
3) ежегодный анализ достижений учащихся в конкурсах с использованием ИКТ показал, что создаются условия для самовыражения учащихся. Ученики принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах с использованием ИКТ: конкурсе – игре «Инфознайка», дистанционных конкурсах и турнирах разного уровня, конкурсах компьютерных рисунков, презентаций и фотографий, олимпиаде по информатике.
Категория: Учителей | Добавил: luzina (29.04.2012)
Просмотров: 5228 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024