МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Пятница, 10.05.2024, 00:43



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Методические разработки [58]

Наш опрос

Главная » Статьи » Учителям » Методические разработки

ИКТ в реализации компетентностного подхода на уроках информатики в начальной школе
ИКТ в реализации компетентностного подхода
на уроках информатики в начальной школе

Лузина Наталья Алексеевна,
учитель I квалификационной категории ЧСОШ
Социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы...
Понятие "Компетентностный подход" получило распространение в связи с модернизацией российского образования. Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования.
В своей работе я уделяю внимание формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, а информационные технологии позволят наиболее эффективно это реализовать.
Сам термин "ключевые компетентности" указывает на то, что они являются "ключом", основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных умений и навыков.
Одна из главных целей курса информатики заключается в формировании информационных компетенций младших школьников.
Информационная компетенция – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.
Эту компетенцию ученики приобретают практически на всех уроках в начальной школе, в частности и на уроках информатики.
В результате освоения предметного содержания курса по информатике учащиеся получают возможность приобрести информационные общие умения, навыки и способы деятельности:
1) овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранение информации, использования компьютера;
2) осуществлять поиск необходимой информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталоге библиотеки;
3) представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
4) организовать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значения;
5) создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, графики, звуку [].
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает одна из главных задач курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей [10]. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках раздела курса «Информационная картина мира».
Обучение начинается с введения во 2-ом классе понятий инфор¬мация, источники информации, поиск, передача, хранение и обра¬ботка информации.
При изучении понятия информации обращается внимание на полезность или бесполезность инфор¬мации для человека с точки зрения решаемых им задач.
В 3-м и 4-м классах обсуждаются различные способы организа¬ции информации:
* упорядоченный список, таблица (3 класс);
* дерево, гипертекст (4 класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
* со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собран¬ной информации и организацией её различными способами;
* поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочни¬ках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
* обработкой информации по формальным правилам и эвристи¬чески.
Практические задания выполняются как с использованием ком¬пьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом уча¬щихся.
В 3-м и 4-м классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путём непосредственного наблюдения за природ¬ными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающи¬ми людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном уча¬стке. Собранная информация фиксируется письменно и организует¬ся в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.
В свете современных требований к образованию наиболее востребованными являются инновационные технологии, такие как информационно-коммуникационные, для которых характерны интенсивная подача материала, высокая степень самостоятельности учащихся. Представляю концептуальное осмысление информационно-коммуникационных технологий в виде денотатного графа:
Информационно – коммуникационные технологии
направлены на <цель>
формирование информационных компетенций учащихся

Опирается на <принципы>
 Научности
 Креативности
 Адресности
 Интегрированности
 Практической направленности
 Наглядности

Достигаются через <средства>
 отбор и применение технологий, реализующих принцип информатизации образования;
 мониторинг качества урока или занятия

Приводит к <результатам>
 повышению мотивации к учебной, познавательной деятельности;
 эффективному усвоению учебного материала;
 углублению уровня понимания учебного материала

Зависит от < ресурсов >
Единого информационного образовательного пространства
Кадрового Информационного Временного Материально-технического
Тезаурус
Формирование информационных компетенций учащихся - готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников для решения практических задач.
Принцип научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области информатики и информационных технологий в обучение и воспитание.
Принцип креативности - означает творчество учителя (подготовка к уро¬ку, занятию), ученика (деятельность на уроке), а также их совместное творчество на уроке или занятии.
Принцип адресности - означает подготовку урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей конкретного класса.
Принцип интегрированности - означает связь с другими образователь¬ными технологиями: дифференцированного, проблемного и рефлексивного обучения и воспитания.
Принцип практической направленности - означает связь теории с практикой.
Принцип наглядности – означает привлечение различных органов чувств к восприятию.
Отбор и применение технологий, реализующих принцип информатизации образования – означает процесс использования педагогом конкретных информационно-коммуникационных технологий.
Мониторинг качества урока или занятия – означает оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии динамических дидактических материалов (аудио, видео, компьютерные презентации), способствующих эффективному усвоению учебного материала.
Повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности - оз¬начает появление устойчивого интереса учащихся или воспитанников к урокам.
Эффективное усвоение учебного материала – означает быстрое, полное и легкое усвоение информации.
Углубление уровня понимания учебного материала - означает уход от поверхностного понимания (механического запоминания) и выход на уро¬вень осмысленного и осознанного понимания.
Единое информационное образовательное пространство понимается как сложная система, действующая на основе ИКТ, обеспечивающая функционирование, развитие и установление устойчивых связей между:
 кадровым ресурсом – означает сформированность информационно-коммуникационной компетенции учителей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности: технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
• временным ресурсом – означает необходимость выделять время на разработ¬ку уроков или занятий с использованием ИКТ.
• материально-техническим ресурсом – означает наличие ЭВМ, расположенные в классах рабочие места учителя и учащихся, оснащённые необходимым оборудованием, линии связи ЭВМ с рабочими местами, периферийное оборудование, телекоммуникационные средства, педагогические программные средства, методическое обеспечение учебного процесса, всемирная сеть Интернет.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении уроков информатики я использую:
Прежде всего, это информационные технологии, повышающих качество преподавания – компьютерные мультимедиа обучающие и демонстрационные системы. Мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинестетический, аудиальный), что, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала. Мультимедиа системы помогают разнообразить подачу и сами учебные материалы, обеспечить их более высокое, по сравнению с обычным видео, качество. Все это способствует повышению мотивации к учебной деятельности, росту познавательного интереса учащихся.
Готовые программы-репетиторы на CD-дисках обучающего характера предназначены для обучения и проверки знаний. Они подразумевают диалог ученик-компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и управлением хода обучения осуществляет компьютер. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Менее успешный ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Продвинутые ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых. В своей работе я использую компьютерные обучающие и демонстрационные системы:
• компьютерные учебники (уроки);
• программы-тренажеры (репетиторы);
• контролирующие (тестовые оболочки);
• информационно-справочные (энциклопедии);
• имитационные;
• демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
учебно-игровые системы.
В своей работе я использую компьютерные обучающие и демонстрационные системы:
• программно-методический комплекс «Мир информатики» (2 диска), которые включает демонстрационные компьютерные уроки (медиалектории), тренажеры;
• учебно-методический комплекс «Информатика», для начальной школы, авторов Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой – это программы-тренажеры;
• контролирующие (тестовые оболочки), созданные при помощи программ: Power Point, B-Test (генерация тестов для бланкового тестирования), компьютерного тестирования Testing, разработанные коллективом кафедры информационных технологий ПРИПИТа, E-Publish 4.1.65 (Конструктор сайтов).
• информационно-справочные (энциклопедии) - «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (4 диска).
Так же разрабатываю компьютерные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) сама, которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.
Поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART Board. Используя такое оборудование, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Использование образовательных ресурсов сети Internet способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, т.е. дает огромные возможности для формирования информационной компетентности учащихся.
Следующее направление компьютерных технологий - педагогическое тестирование в бланковой форме или непосредственно на компьютере. Неотъемлемыми компонентами этих двух вариантов тестирования является автоматическая подготовка, считывание и обработка результатов тестирования, создание и распечатка ведомостей.
Еще одно направление ИКТ, повышающих качество преподавания технологий - информационное обеспечение образовательных систем. Информационное обеспечение понимается как совокупность мероприятий по подготовке и предоставлению информации для целей управления. Составной частью информационного обеспечения является мониторинг – современная информационная технология управления. Основными средствами мониторинга являются анкеты и тесты, позволяющие оперативно измерить и оценить качество образования. Компьютер при этом обеспечивает быстрый ввод, накопление и обобщение данных мониторинга.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения новых знаний Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
Урок усвоения навыков и умений Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа за компьютером, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
Виртуальное путешествие по «Компьютерной долине» т.д.
Сбор информации
Урок обобщения, систематизации Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
Урок контроля и коррекции Тестовые программы, электронные дидактические материалы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что конкретной формой реализации процесса модернизации образования стал поиск перспективных подходов к повышению качества образования, одним из которых является компетентностный подход. Он заключается в формировании у младших школьников набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в среднем звене.
Использование ИКТ на уроках информатики в начальной школе позволило мне решить следующие дидактические задачи:
1) сформировать учебно-познавательную мотивацию (высокий уровень - 75% учащихся);
2) обеспечить высокую степень усвоения учебного материала у 84% учащихся;
3) повысить уровень сформированности информационных компетенций у 100 % учащихся, из них на высоком уровне у 64%.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что конкретной формой реализации процесса модернизации образования стал поиск перспективных подходов к повышению качества образования, одним из которых является компетентностный подход. Он заключается в формировании у младших школьников набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в среднем звене, а информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями, становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, дающей возможность для формирования информационных компетенций младших школьников.

Категория: Методические разработки | Добавил: luzina (26.10.2009)
Просмотров: 4788 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/4 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024