Психолого-педагогическая карта оценки соответствия урока современным требованиям его организации и проведения Показатели качества проведенного урока Оценка степени выраженности показателя в баллах 0 1 2 3 4 5 6 7 I. Целевой блок (наличие в практической деятельности учителя целей, задач, решение которых способствует развитию личности учащихся) формирование у школьников системы субъективно значимых знаний и способов деятельности обеспечение успешности учащихся в любых видах деятельности развитие творческого потенциала учащихся формирование навыков конструктивного взаимодействия в процессе учебно-воспитательной деятельности II. Содержательный блок (отбор содержания образования в соответствии с его ориентацией на развитие личности) - структурирование содержания образования в соответствии с интересами и потребностями учащихся - выявление содержания субъектного опыта ученика - включение в содержание образования элементов, способствующих развитию творческого потенциала учащихся III. Процессуальный блок (использование учителем в практической деятельности средств, технологий, методов, приемов, ориентированных на развитие личности учащихся) 1. Создание условий, способствующих развитию личности учащихся - субъект-субъектный тип взаимодействия - создание творческой, эмоционально-насыщенной, доброжелательной атмосферы - учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся - обеспечение рефлексивной позиции учащихся 2. Использование соответствующих технологических приемов - создание ситуаций успеха - использование приемов поддержки - предоставление учащимся возможности выбора содержания и способов выполнения заданий - поощрение инициативы учащихся - использование приемов эмоциональной разрядки - активное чередование фронтальных и групповых форм работы - использование разнообразных приемов - вовлечение учащихся в активную диалоговую деятельность, использование дискуссионных методов - создание проблемных ситуаций - постановка интересных для учащихся вопросов - применение аудио- , видео средств обучения, наглядных пособий - осуществление систематической обратной связи 3. Проявление личностных особенностей учителя в практической деятельности - гуманистическая педагогическая центрация - проявление эмпатических, профессионально-обусловленных способностей - готовность к творческому саморазвитию - конструктивный стиль общения - ориентированный на личностное развитие учащихся стиль педагогической деятельности IV. Рефлексивный блок (результативность практической деятельности учителя, направленной на развитие личности учащихся) - решение поставленных образовательных задач - работа каждого ученика на уровне максимальной активности - выполнение учащимися заданий в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями - проявление учащимися инициативы, творчества, фантазии - наличие благоприятного психологического климата - реализация субъектной позиции ученика - приобретение учащимися в процессе учебной и воспитательной деятельности опыта творческой деятельности - совместный с учащимися рефлексивный анализ осуществленной деятельности V. Рекомендации по профессионально-личностному росту: Количественный анализ полученных результатов: 36-108 баллов – низкий уровень соответствия, репродуктивный уровень сформированности деятельностного компонента готовности к развитию личности учащихся у учителя; 109-197 баллов – средний уровень соответствия, репродуктивно-креативный уровень; 198-252 баллов – высокий уровень соответствия, конструктивно-креативный уровень сформированности деятельностного компонента. |