МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Вторник, 21.05.2024, 11:20



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Методические разработки [58]

Наш опрос

Главная » Статьи » Учителям » Методические разработки

Компетентностный подход к работе классного руководителя.
Компетентностный подход к работе классного руководителя.

Воспитание всесторонне развитой личности является одной из актуальных проблем не только для меня, но и для всей России, и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с оптимизацией способов и технологий организации воспитательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата воспитания личности.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года», я начала организацию деятельности по переходу на компетентностный подход в воспитании школьников. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
Компетентностный подход выдвинул в моей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;
5) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
6) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
Специфика компетентностного подхода заставила изменить методику воспитания.
Целью моей работы является разработка приемов и методов, направленных на воспитание творческого, самостоятельного, ответственного, коммуникабельного человека через компетентностный подход. Исходя из данной цели, поставила перед собой задачи:
1. сформировать список ключевых компетенций и рекомендаций по их усвоению в воспитательном процессе;
2. разработать формы и методы формирования данных ключевых компетентностей;
В процессе работы сделан отбор компетентностей:
учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной, информационной.

17 лет являюсь классным руководителем. В настоящее время - классный руководитель 7 А класса.
Второе высшее образование по специальности «педагог-психолог» помогает мне синтезировать в своей работе психологические и математические методы образования и воспитания. Так, я в совершенстве овладела методикой мониторинга развития классного коллектива и личности каждого ученика. Приветствую гуманистический стиль отношений с воспитанниками и их родителями. Проводимые мною диагностики отслеживают самочувствие ребенка в школе, степень комфортности в классном коллективе, чувство внутреннего единства с товарищами. Кроме тестирования широко использую такие методы как беседы, коллективный обмен мнениями, анализ письменных работ. Применяю анкетные опросы и специально создаваемые педагогические ситуации, когда ученик ставится перед необходимостью выбора определенной линии поведения, использую социологические методики.
Одним из методов активизации процесса изучения детей является для меня опрос-сочинение. Темы разрабатываются мной в зависимости от ситуации. Например: «Самый интересный день в жизни нашего класса», «Что мне нравится и что не нравится в моих товарищах». Опрос-сочинение часто применяю при подготовке к родительскому собранию. Кроме анкетирования широко использую метод независимых характеристик. Собираю данные об ученике различными путями: наблюдение, беседы со школьником, с его товарищами, учителями, родителями. Причем выявляю не только мнение об ученике, но и те доказательства, которым данное мнение утверждается. В процессе получения информации корректирую воспитательную работу в классе.
Особое внимание уделяю постоянному взаимодействию с родителями учащихся. Регулирую деятельность родительского комитета. В моей практике широко применяется «родительский зачет». Технология проведения достаточно проста: на родительском собрании родители предлагают помощь в организации и проведении мероприятий для класса или школы. Председатель родительского комитета согласовывает план действий с советом класса и организует посильную помощь в организации мероприятий. Традиционными стали поощрения родителями учащихся в каникулы (организуются поездки в театры, экскурсии, спортивные и тематические праздники, не забываем и народные праздники). Использую знания родителей для проведения профессиональной ориентации учащихся. Вместе с родителями проводим «Смотр знаний». Использую возможности родителей для организации внеурочной деятельности учащихся (учащиеся посещают танцевальную студию, психологический кружок, музыкальную школу, театральную студию, кружок немецкого языка). Родители медики проводят в классе медицинский лекторий, пропагандируют в классе здоровый образ жизни.
Собственные достижения в воспитательной деятельности с классом рассматриваю в аспекте развития ключевых компетентностей у школьников.

Формируя у школьников учебно-познавательную компетентность,
развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к учебе.
Условием достижения результата является педагогическая поддержка и предоставление возможности осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного пространства и за его пределами.
Учащимся предлагается участвовать в различных проектах, например, в научной конференции (Викторова Ксения заняла 3 место в школьном и 4 место в районном туре), олимпиадах (Голдобин Виктор, Сергеев Эдуард и Лузин Николай победители школьной и районной олимпиады по математике), математических играх, праздниках, и т.д., при этом максимально поощряется инициатива, самостоятельность и ответственность.
Развитие навыков исследовательской компетентности осуществляю через технологию «Педагогических мастерских».
Примером педагогической мастерской является работа над социальным проектом «История нашей школы». Познакомив учащихся с сайтом Частинской средней школы, с историей школы, я обращаю их внимание на страницу – «учителя». Школьники замечают, что на сайте школы нет учителей ветеранов и предпологают, что родителям хотелось бы встретить на сайте учителей, которые когда-то учили их. Вместе разрабатываем стратегию общего дела, выбираем путь исследования, темп и средства. Силами учащихся класса собран материал об учителях работающих в нашей школе, предварительно проведена серия классных часов: « История родной школы», «Виды исследовательских работ», «Техника разговора», «Работа с документами». Учащиеся работали группами по три-четыре человека, каждой группе по выбору были предложено собрать информацию о ветеранах. Учащиеся, посовещавшись с родителями, собирали информацию об учителях, которые являлись либо родственниками учеников, либо учителями их родителей, или просто знакомыми, и собрав материал и обработав его в электронном виде разместили его на электронном носителе. Так силами учащихся всего класса проведено одно общее дело. Продуктом которого служит электронный диск об учителях ветеранах. Данную работу будем продолжать в процессе обучения в школе. Общую работу планируем выставить на научно-практической конференции, и разместить ее на сайте Частинской средней школы.
Учащиеся с 5 класса посещают кружок «Познай себя», который проводится с помощью родителей- психологов. Выявляю склонности учеников к различным областям знаний и настраиваю их на участие в исследовательской деятельности. Отслеживаю продвижение работы по данному направлению из года в год. Замечаю, что многие учащееся в дальнейшем выбирают профессию более обоснованно.
Учащиеся исследуют вместе со мной классный коллектив, в дальнейшем выходя на более широкое пространство.

- Целью формирования ценностно-смысловой компетентности (компетентность в сфере мировоззрения, связанная с ценностным миром школьника, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения) является осмысленная организация собственной деятельности ученика.
Главное для меня - научить школьника грамотно формулировать цели, намечать пути к их достижению посредствам поставленных задач. На своих занятиях стремлюсь научить школьника действовать ответственно и самостоятельно.
С позиции компетентностного подхода определение целей мероприятия должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.


Для формирования ценностно-смысловой компетентности особое внимание уделяю технологии «Портфель ученика». Данная технология способствует формированию у школьника необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению.
«Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплекс документов, самостоятельных работ ученика.
Каждая работа сопровождается кратким комментарием ученика: что в работе получилось, а что нет, какие выводы может сделать он по результатам работы.
Главное в такой работе – самооценка ученика, причем в виде рассуждений, аргументаций, обоснования.
В конце учебного года ученик выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе.
Мною, отслеживается рейтинг каждого учащегося в процессе его творческого роста. Разработана система накопительных баллов, которые получает ученик, повышая данную компетентность. Критерии оценки творчества учащихся обсуждаются с учащимися и доведены до сведения родителей. Учащиеся получают определенные баллы за участие в мероприятиях различного уровня, за творческую инициативу, за привлечение к работе других учащихся. Добавляются баллы за призовые места в конкурсах. Разработана система накопительной оценки. На протяжении всего курса обучения учащийся фиксирует свои достижения в «Портфеле достижений». Такой же «Портфель достижений» мы имеем и на свой классный коллектив.

Коммуникативная компетентность – включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Моя задача – развитие коммуникативных качеств у школьника. Обществу нужны специалисты, умеющие комплексно решать возникающие проблемы, в том числе и по средствам собственной коммуникативной деятельности.
Считаю, что можно научить школьника решать любые проблемы по средствам организации правильной ролевой деятельности. Естественно, на классных часах используются различные проблемные вопросы и задачи. Итак: ролевая игра - основной принцип реализации которой - это умение ученика взять на себя ту или иную роль при решении определенной задачи, это одно из моих основных находок. При решении определенной проблемной задачи, учащимся самостоятельно предлагается определить: какие специалисты необходимы группе для решения той или иной проблемы, далее следует этап распределения ролей. Я предлагаю учащимся список ролей, не навязывая каждую роль в отдельности. Класс сам выбирает: должна ли присутствовать роль при решении данной проблемы. Итак, роли распределены. Отслеживаю, как выполняются роли тем или иным учеником. При решении (или не решении проблемы) очень важно отследить какой вклад внес в решение проблемы тот или иной ученик. И каждый ученик старается внести достойный вклад в решение общей задачи. В процессе работы присутствует рефлексия, когда сами учащиеся оценивают результат собственной деятельности, выполненной посредством работы группы. Таким образом мною организуются и проводятся многие коллективные дела. Например: организация классных вечеров и праздников (Силами учащихся проведены вечера ко Дню пожилого человека, Новогодний огонек, День защитников Отечества, Международный женский день 8 марта), организация спортивных походов (Поход знакомства с классом в сентябре месяце), и состязаний, организация трудовых дел (генеральные уборки класса и территории школы).
Степень развития коммуникативных качеств различается у каждого ученика. Но я стараюсь постоянно отслеживать развитие организаторских способностей ученика (обязательно каждый ученик должен побывать в роли организатора), способности к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого, осуществлять психотерапию словом), способности к самоконтролю, умению ученика реагировать на конфликтную ситуацию (умение убеждать, доказывать, принимать точку зрения другого, добиваться принятия своей точки зрения). Особое внимание уделяю культуре вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора). Коммуникативность – одно из приоритетных качеств современного человека. Коммуникативный человек востребован обществом.
Начиная с пятого класса, отслеживаю развитие у школьников стиля общения, уделяю особое внимание анализу поиска решения той или иной задачи. Способствую развитию споров, которые возникают при решении задачи. И, конечно, не сообщаю детям правильное решение. Стараюсь, чтобы задача была решена силами учащихся. И вот тогда, когда алгоритм решения проблемы изобретен самими учащимися, и по средствам данного решения проблема решена, учащиеся получают особое удовлетворение.

Компетентностный подход предполагает оценивать, прежде всего, умение учащегося самостоятельно решать проблемы различного уровня, поэтому мною разработан курс классных часов по теме: «Учусь выступать». Разработаны тренинги по развитию навыков делового общения и продуктивного мышления. Отрабатываем навыки общения на внеклассных мероприятиях, доверяю учащимся выступать на родительских собраниях с собственным анализом образовательной или воспитательной задачи. Прошу родителей задавать вопросы выступающему. Обучаю умению выслушивать товарища, культуре общения.

Цель формирования общекультурной компетентности – раскрыть красоту окружающего мира, развить к нему интерес, воспитать культуру личности.
В процессе воспитания школьников стараюсь расширить круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Мною разработан курс классных часов, посвященный вопросам культуры. Не забываем народные праздники. С помощью родителей проводим «гуляния» в честь Масленицы, Рождества. В свою очередь помним о ветеранах. Традиционными стали мероприятия, посвященные Дню пожилого человека, на которых чествуем собственных бабушек и дедушек. Дети в моих классах творческие: 60% посещают танцевальную студию, силами учащихся нашего класса создан театральный коллектив: «Аленушка», учащиеся учатся выступать на публике перед различной публикой, побывали на гастролях в г.Очере.
Особое внимание уделяю здоровому образу жизни учащихся. Этой теме посвящен цикл классных часов с приглашением специалистов. Мои классы – победители первенства школы по баскетболу, в легкоатлетическом кроссе, в лыжных гонках.

Формируя у школьников информационную компетентность, вырабатываю умение школьника добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, INTERNET) и передавать ее.
Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача – научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные задания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации; оценки информации, создания информации.
Для развития у школьников информационной компетентности
поощряю работы, выполненные с помощью компьютера. Продуктом развития данной компетентности является создание сайта нашего класса, который находится в сети ИНТЕРНЕТ адрес http://7a-chast.ucoz.ru/. Модераторами сайта являются сами ученики. Я широко использую механизмы сайта в своей работе. В форуме создаются темы для общения, волнующие учеников. В диалог могут вступить учителя, ученики и их родители. На сайте имеется фотоальбом, в котором имеется фоторепортаж основных событий происходящих в классе, а сак же «страница почета», куда помещаются отличившиеся ученики. На сайт помещаю небольшие статьи для обсуждения. Имеется страница объявлений и гостевая книга. Мною используется современная форма работы – диспут учащихся на сайте класса по проблемным вопросам в режиме ON-LINE. Методика достаточно проста - в разделе форум создаются несколько тем, интересующих подростков (2-3 на выбор). Учащиеся после предварительной беседы смело вступают в диалог, причем каждый из них опубликовывает свое сообщение в сети ИНТЕРНЕТ. Данная форма работы очень нравится учащимся, так как каждый из них может свободно высказаться. Я же предлагаю им решение проблем исходя из своего жизненного опыта, но не навязывая своего решения, я такой же «житель» форума, как и они. В конце работы – обязательная рефлексия. В моих планах – вовлечь в нашу работу родителей, тогда общение с ними будет более продуктивным, планирую публиковать на сайте статьи для ознакомления, и дальнейшего обсуждения их на родительских собраниях. Публикую на сайте учебные достижения учащихся. Родительские собрания сопровождаются обычно выполненной мной мультимедийной презентацией. В нашей школе для учащихся открыт широкий доступ в «Интернет», и поэтому часто обращаюсь к школьникам с просьбой о получении какой-либо информации.
Все учащиеся посещают школьную и районную библиотеку. Планирую обязательное посещение библиотеки с целью обзора детской периодической литературы (1 раз в четверть). С помощью учащихся выпускается классная газета. В классе работают корреспонденты, которые, описывают основные события, происходящие в классе. Учащиеся являются внештатными корреспондентами школьной газеты.

Современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах. Это означает, что новая школа требует к себе обновленного подхода.
Я считаю, что уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, переучиваться. А для этого необходимо обучать и воспитывать школьника по иному, другими способами. Поэтому новое качество воспитания связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством; учителем и учеником. Компетентностный подход помогает достичь нового качества воспитания школьника.
В течение трех лет мною отслеживалась положительная динамика развития общеучебных навыков школьников: (общей осведомленности -15%, навык запоминания и воспроизведения – 12%, навык интерпретации и использования знаний для решения задач – 8%, навык анализа – 16%, навык переноса знания – 8%, Навык постановки проблем – 18%, готовность перехода на новый уровень мыслительной деятельности – 24%).
- В результате применения новых технологий класс, в котором я являюсь классным руководителем стоит первым в рейтинге школы.
- Мои ученика лауреаты и победители марафонов знаний, олимпиад, различных конкурсов: «Русский медвежонок», «Лис – знаток истории», «Кенгуру», «Енот – знаток естественных наук», «Добрая дорога детства», «Безопасное колесо», «Салют победы», «Флора-декор», «Снежный барс».
Категория: Методические разработки | Добавил: Tanya66 (02.10.2011) | Автор: Лузина Татьяна Валерьевна
Просмотров: 4506 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024