Актуальной проблемой новой школы является обучение учащихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательской компетентности школьников, способствующей укреплению его потребности в познании. В современной методике сложилась определённая система работы по формированию и развитию исследовательской компетентности учащихся: на уроке и во внеурочной работе используются элементы технологий, методики, приёмы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс школьника. Исследовательская компетентность «развивает мышление, даёт возможность самостоятельного поиска и даёт радость открытия», является метапредметной, поэтому формировать её следует не на старшей ступени обучения, а ещё в среднем звене, начиная с 5 класса. Необходимо только «работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным и организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями». Одной форм организации исследовательской деятельности на уроке является урок – лингвистическая лаборатория. И хотя понятие «лаборатория» по отношению к урокам русского языка звучит непривычно, но, несмотря на это, практических исследований в языкознании никак не меньше, чем в других дисциплинах. В силу своей практической направленности такая форма работы всегда имеют исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического) использования научной литературы, словарей, справочников. Лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя.
Цели: - систематическое и непрерывное повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства; - формирование метапредметных компетенций у учащихся 5 класса через исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы, организованную в форме лингвистической лаборатории.
Задачи: - повышать теоретические знания по данной теме; - разработать алгоритм проведения заседания лингвистической лаборатории как формы исследовательской деятельности, позволяющей обеспечить практическое применение лингвистических знаний; - формировать умения обучающихся определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления; - формировать умения формулировать учебную проблему совместно с учителем, выдвигать гипотезу, искать пути ее решения; - разработать дидактические материалы в рамках темы самообразования; - распространить свой педагогический опыт на школьном и муниципальном уровнях, изучать инновационный опыт других преподавателей.
Ожидаемые результаты: учитель - создание алгоритма проведения заседания лингвистической лаборатории; - разработка и апробирование дидактических материалов по теме «Лингвистическая лаборатория на уроках русского языка и литературы»; - разработка и проведение открытого урока в 5 классе, обобщение опыта по исследуемой теме на РМО и ШМО
ученик - сформированность умений обучающихся 5 класса определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления; - сформированность умений формулировать учебную проблему, выдвигать гипотезу, искать пути ее решения; - результативность участия детей 5 класса в творческих конкурсах различного уровня и в конкурсах учебно-исследовательских работ. - повышение уровня обученности обучающихся 5 класса
Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования: - индивидуальная – через индивидуальный план; - групповая – через участие в деятельности группы ОПП
Критерии результативности работы над темой самообразования: учитель 1. Освоение и степень овладения передовым педагогическим опытом (Разработка алгоритма проведения заседания лингвистической лаборатории как формы исследовательской деятельности, позволяющей обеспечить практическое применение лингвистических знаний)
2. Повышение уровня самообразования учителя (Создание «Методической копилки», разработка и апробирование дидактических материалов по теме «Лингвистическая лаборатория на уроках русского языка и литературы»)
3. Выступления на мероприятиях разного уровня :мастер-класс, семинары, конференции, открытые уроки (рост педагогического мастерства учителя, трансляция педагогического опыта) обучающиеся 1. Достижение учащимися высоких показателей обученности (стабильность и рост уровня обученности и качества обучения )
2. Подготовка участников и призеров предметных олимпиад, научно-практических конференций и других предметных конкурсов школьников различного уровня
3. Сформированность познавательных и регулятивных УУД (Сформированность умений обучающихся 5 класса определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления; сформированность умений формулировать учебную проблему, выдвигать гипотезу, искать пути ее решения)