МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Понедельник, 06.05.2024, 15:03



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Новости [5]
Березина И.Б. [5]
Бушуева К.О. [7]
Вахрушева С.А. [5]
Дурновцева Н.В. [0]
Зарубина Л.Ф. [0]
Иутин И.Н. [1]
Капустина Е.А. [0]
Кичигина С.С. [12]
Константинова В.А. [1]
Куликова И.В. [11]
Малыгина М.В. [2]
Панькова Е.В. [0]
Панькова Е.П. [6]
Панькова М.А. [0]
Панькова С.В. [1]
Пухарева Н.В. [2]
Треногина О.Н. [0]
Юдина Н.М. [0]
Юдина О.Е. [0]
Панькова Т.М. [0]
Иванова Л.Н. [0]

Наш опрос
gjgjgj
Всего ответов: 13

Главная » Статьи » ОПП » Пухарева Н.В.

Герменевтический подход в преподавании истории и обществознания
Герменевтический подход в преподавании истории и обществознания

Притча о знаниях

Однажды к старцу пришел юноша и спросил:
— Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты?
Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для юноши языке. Развернув ее, он сказал:
— Что ты видишь?
Юноша, не желая выдавать свое незнание, ответил:
— Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
— На самом деле перед тобой — записка греческого купца, — а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.

Знание-сила, а сила человека в слове, творящем и разрушающем мир. Значит, сила человека - в знании. А истинность знания, точность его проверяется пониманием: насколько человек понимает то, что он говорит и о чем он рассуждает, насколько можно судить о его знании предмета.
Следовательно, сила человека - в понимании. Понимании себя, другого, социальных обстоятельств. Если я могу понять, то, вероятно, буду существовать. Поняв, я в состоянии приспособить себя к жизни, а ее к себе.
Понимание  это настоящее искусство, а, пожалуй, и наука. Поймешь  передай другому, вдруг то, что ты открыл для себя, поможет и ему. Но чтобы понятное и познанное не растерялось, нужно точно передать его, интерпретировать. Вопросами интерпретации занимается герменевтика.
Герменевтика – теория и искусство «глубинного истолкования текстов. Понятие связано с именем бога Гермеса, который считался в Древней Греции посредником между богами и людьми, переводившим «неземной» язык богов на «земной» язык людей.

Правильно или неправильно представили мы себе предмет, событие, другого человека, когда нам пытаются их описать словесно, или интерпретировать, зависит не только от чуткой памяти нашего слуха, но и от качеств толкователя, его видения мира  «каждый пишет, как слышит».
Как избежать ошибок понимания?
Возможно, выход в умении толковать, интерпретировать поступки, события, мир, в способности приручить собственный язык и использовать его во благо себе и обществу.
Основным средством познания действительности, её понимания и толкования в гуманитарных науках является текст. Герменевтический анализ текста имеет своей целью показать внутренние смысловые возможности слова, текста, языка, позволяющие человеку проще адаптироваться к социальным условиям.
К.И. Чуковский писал: «Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети раньше их не замечали».
«Текст» в герменевтике со временем стал пониматься более широко: это не только текст литературного произведения. («В камне, мраморе, музыкальных звуках, в жестах, словах, почерке, поступках, в хозяйственном порядке и настроениях взывает к нам человеческий дух и требует истолкования... », – пишет Дильтей).
Суть герменевтического подхода в том, чтобы оказать «читателю квалифицированную помощь для нахождения индивидуального угла зрения, при котором текст оказывается зеркалом, открывает читателю его собственный мир». Работа строится через исследование различных типов текстов. Задача читателя – понять смысл того, что хотели мастера слова донести до внимательного читателя, т.е. осознанно искать секреты создания художественного образа.
Опираясь на герменевтический подход, мы погружаем ребёнка в поле значений предшествующей культурной эпохи и вместе с этим изменяем что-то в его собственных ценностях и значениях.
Суть герменевтического метода состоит в обращении к текстам и стоящим за ними авторам. Задавая вопросы и слушая «голос текста», ученик продвигается в познании не только окружающего мира, но и собственной индивидуальности.
В условиях герменевтического анализа тот, кто читает текст, включается в иной контекст – жизненный, через востребование собственного опыта. Читатель пребывает в промежуточном контексте – между художественной реальностью и реальностью собственной жизни.
Интерпретация художественного текста происходит через постоянное обращение к своему жизненному опыту. Постепенно вырабатывается своя позиция, заключающаяся в согласии или несогласии с автором и другими читающими, которые в процессе герменевтической интерпретации текста становятся участниками диалога.
Понимание достигается через размышление. Для каждого человека в любом возрасте важна способность самостоятельно мыслить.
Под герменевтическим методом понимается диалоговое обучение, построенное на основе толкования текста путем «набрасывания» новых смыслов через систему вопросов-ответов.
Алгоритм герменевтического метода подвижен, всякий раз уникален, но можно выделить следующие его этапы:
1. Наличие пред-понимания как предпосылки суждения и сознания. Пред-рассудок (как интуитивное, неосознанное понимание).
2. Постановка вопроса. Пред-суждение приобретает вопросную форму, вопросную структуру.
3. Истолкование (грамматическое, стилистическое, историческое, психологическое).
4. Герменевтический круг понимания: часть – целое. Движение по герменевтическому кругу путем «набрасывания смысла».

Герменевтический опыт связан с текстом. Текст «заговаривает» с читателями сам, на своем собственном языке, который надо понять.
Текст – это другой, это Ты, вступивший с нами в определенные отношения. Текст – это партнер по общению, он имеет смыслосодержание, при открытии которого происходит объединение Я с Ты.
Другой (Ты) воспринимается как личность, которая определенным образом соотносится с Я, т. е. со мной как личностью.

Реализация идеи диалогичного восприятия мира человеком составляет суть герменевтического метода, дает возможность каждому обучаемому открыть личностный смысл текста, понять себя через текст. В этом ценность диалога, конструирующего герменевтический метод обучения.

Всякое знание имеет истоком вопрос, который свидетельствует о состоянии неопределенности в познании. Подлинный вопрос, согласно Гадамеру, требует открытости, если ее нет – это лишь видимость вопроса. У такого вопроса нет подлинного смысла. Открытость состоит в неустановленности ответа.
Первенство вопроса н а д ответом открывает путь к решению вопроса, который есть путь к знанию. Чтобы знание стало более полным, надо учить детей искать аргументы, позволяющие мотивировать их суждения, приводить все за и против. Поиск знания требует также знакомства с противоположным мнением.
Знание диалектично, оно доступно тому, у кого есть вопросы.
Все дело в з н а н и и н е з н а н и я , согласно Сократу. Всякое спрашивание и стремление к знанию предполагает знание незнания.
Педагогика должна создавать условия для вопрошания. Трудно знать то, чего мы не знаем. Чтобы прийти к осознанию своего незнания, надо задать вопрос, который ведет в сферу открытого поиска, тем и будет создана возможность нахождения ответа. Открытость вопрошания вызывает озарение, прозрение.
Поэтому мы нередко говорим: пришло в голову; у меня возникло; меня осенило. «Вопрос нас настигает, а не мы его ставим», – писал Гадамер.
Вопрошание стимулирует мышление, которое развивается в диалоге. Заметим, что диалог продуктивен при следующих необходимых условиях:
– если у человека возникает ощущение проблемности, нерешенности;
– если собеседники слушают и слышат вопросы и ответы друг друга;
– если каждый из участников диалога уверен, что имеет общий
с собеседником предмет разговора;
– если вопрошающий пытается преодолеть господствующее мнение как препятствие, как уход от вопроса.
Диалектика диалога состоит в том, что собеседник, углубляя сказанное другим, находит необходимые аргументы в пользу того или иного мнения, способствуя этим раскрытию истины.

Суть герменевтического метода и его ценности для современной педагогики можно передать словами И. Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом».

О пользе метода

Таким образом, герменевтический анализ художественного текста
способен сделать процесс чтения более эффективным. Приближая произведение к сегодняшнему читателю, данный метод способен вызвать ответную реакцию, активизировав все сферы читательской деятельности, породить личностное отношение, когда через индивидуальное постигается общечеловеческое. В процессе герменевтического анализа рождается понимание, постигается истинный смысл произведения, открываются новые возможности прочтения художественного текста.
В итоге общения с текстом интерпретатор (читатель) практически создает собственный Авторский Текст.
Герменевтический подход не только позволяет воспитать грамотного читателя, но и помогает ученику раскрыться совершенно с неожиданной стороны, грамотно, логично, аргументированно высказывать свою точку зрения и отстаивать её, учит уважительно относиться к мнению оппонента.
Способствует развитию творческой (креативной) личности, независимой в суждениях и оценках; «открытостью ума» как готовностью к восприятию нового и необычного, готовностью шагнуть за рамки данности; развитым эстетическим чувством, стремлением к красоте.

Если знание, получаемое в настоящее время в огромном количестве из разных источников, не нацелено на развитие отдельной личности, то мы имеем дело с простым наращиванием объема информации, получаемой из различных источников – от учителя, из учебника, из электронных ресурсов. Такое знание человек получает, как правило, в готовом виде. Это отчужденное знание, оно не становится открытием, потому что не добыто, не прочувствовано, зачастую не понято и не принято.

Цель герменевтического подхода – интенсификация процесса саморазвития и самореализации учащегося, активизация познавательной деятельности, которая не ограничивается рамками урока и не заканчивается вместе со звонком.
Категория: Пухарева Н.В. | Добавил: nh2306 (18.03.2016)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024