МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Суббота, 27.04.2024, 18:27



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Новости [5]
Березина И.Б. [5]
Бушуева К.О. [7]
Вахрушева С.А. [5]
Дурновцева Н.В. [0]
Зарубина Л.Ф. [0]
Иутин И.Н. [1]
Капустина Е.А. [0]
Кичигина С.С. [12]
Константинова В.А. [1]
Куликова И.В. [11]
Малыгина М.В. [2]
Панькова Е.В. [0]
Панькова Е.П. [6]
Панькова М.А. [0]
Панькова С.В. [1]
Пухарева Н.В. [2]
Треногина О.Н. [0]
Юдина Н.М. [0]
Юдина О.Е. [0]
Панькова Т.М. [0]
Иванова Л.Н. [0]

Наш опрос
gjgjgj
Всего ответов: 13

Главная » Статьи » ОПП » Вахрушева С.А.

Ученическое тьюторство в аспекте проектной деятельности как средство формирования метапредметных компетенций учащихся.

 В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.

Одна из задач- формированиеуниверсальных учебных действий, которые являются  конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, метапредметные  и личностные.    

Хочется отметить, что метапредметный подход,  был чрезвычайно популярен в 20-е годы прошлого века, и  был отражен в «Основных положениях единой трудовой школы».  В те годы  «Положением о единой трудовой школе» было установлено выделить: «… два дня в неделю… для самостоятельных занятий, для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний».( Народное образование в СССР.М.: Просвещение, 1973.)

Но в 1932 году метапредметный подход жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. 

А сегодня мы опять говорим о метапредметном подходе как составляющем фундаментального ядра образования. (Леонтьева М.Р. Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия, «Учительская газета», электронная версия. Январь, 2009г.)

Основная мировоззренческая идея метапредметного подхода в образовании – школа должна в первую очередь учить детей мыслить,причемвсех детей, без всякого исключения, выпускник начальной школы  должен уметь организовать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, уметь планировать, прогнозировать и т. д.

Перечисленные характеристики входят в составметапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее пониманиеметапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Таким образом, сегодня начальная школа   ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Вместе с тем моя практика  показала, что  школа, думается и не только наша, сегодня сталкивается с интеллектуальной пассивностью учащихся, нежеланием некоторых детей учиться, неумением самостоятельно получать знания и находить различные способы решения задач и т. д. 

Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счет «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» (ФГОС, п. 22), основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве младших школьников с учителем и одноклассниками, здесь мы хотим добавить,а также с учащимися  III ступени обучения.  

 Поскольку   подготовить грамотного, социализированного выпускника можно только в результате постоянной, поэтапной работы, основанной на преемственности и непрерывности образования,мы решились на своеобразный эксперимент: на совместную работу старшеклассников (тьюторов) и учащихся начальной школы .

Конечно же,понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. Тьютор – tutor  в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями –  защитник , покровитель , страж.

В наше время, это-педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных  образовательных траекторий ( из глоссария ФГОС),  новизна нашей работы  заключается в том, что тьюторами являются не учителя-предметники или классные руководители, а старшеклассники- учащиеся III ступени образования, работа  с младшими школьниками носит не случайный, разовый характер, а предполагает постоянную работу старшеклассников с младшими школьниками.

Идея ученическоготьюторства в корне отличается от шефской работы в школах. Шефская работа в школе - одно из составляющих единого воспитательного пространства, основанная на разовых тематических мероприятиях в рамках общешкольного плана воспитательной работы. Идея же «ученик-тьютор» направлена на решение в первую очередь образовательных  задач в рамках учебных программ, при этом неся в себе и воспитательные функции.

Тьюторство появляется там, где возникают условия и потребность в вариативности и индивидуализации образовательных программ. А это в условиях введения новых ФГОС является крайне актуальным для современных школ. 

В такой работе просматривается методика неформального образования, основными принципами которого, являются обучение через личный опыт учеников и мотивация на их дальнейший личностный рост. Такой подход к организации учебного процесса, позволяет добиться максимальных результатов в формировании метапредметных компетенций учащихся.

       Технология тьюторства не подменяет  учебно-воспитательный процесс, он поддерживает его, организует  контакт  тьютора-старшеклассника и учащегося начальной школы. Данная   технология подразумевает взаимодействие опытного старшеклассника, который обладает достаточным багажом знаний, чтобы научить и  знает (с помощью учителя) как это сделать и младшего школьника, который хочет этому новому научиться. При этом эффективность занятий, проводимых тьюторами ,на наш взгляд, достаточна  высока   в силу ряда причин:

           – небольшая разница в статусе тьюторов (они старше, но не учителя) и подтьюторных  - им всегда легче задать вопрос;

          -тьюторы - образцы (уже добились некоторых успехов в организации) всегда пытаются  сделать курс интереснее и увлекательнее, более того,

они знают, что может заинтересовать их подопечных;

           -тьюторы относятся к выполняемым работам с повышенной ответственностью, т.к. предполагается инициатива, самостоятельность в творчестве, они впервые выступают в роли учителей.

Кого же больше развивают уроки разно­возрастного сотрудничества? Что дают они старшим и младшим ученикам? Для подростков особенно эффективны не сами  уроки, а подготовка к ним. Именно во время подготовки они пробуют прогнозировать трудности, с которыми могут столкнуться младшие школьники при решении простых задач. Попытка занять позицию другого ученика, предположить возможные ошибки, найти путь преодоления этих ошибок – все эти действия формируют собственную контрольно-оценочную деятельность.

Кроме того, подросток(в нашем случае тьютор), имеющий возможность организовать какую-либо деятельность, разработать ее правила, контролировать, оценивать ее ход, лучше и прочнее освоит ее.

Чтобы по-настоящему овладеть знанием или умением, ученику обязательно нужно побывать в роли учителя, передать кому-то свои знания, ибо прочитанное и услышанное всегда легко ускользает из памяти, а то, чему учишь других, запоминается надолго. «Кто учит, учится сам», – так говорили еще древние греки.

Для младших школьников такое сотрудничество также очень важно, т.к.именно  оно дает весомую эмоциональную поддержку, повышает мотивацию к учению, позволяет лучше усвоить учебный материал, обогатить арсенал средств общения с другими детьми.

В основу деятельности ученического тьюторства заложен метод проектов, как наиболее действенный в аспекте формирования метапредметных навыков, а также в силу того, что метод проектов наиболее адаптируем к условиям организации внеурочной деятельности и может включать в себя множество интересных для детей вариаций подготовки.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

 

 

Учебный проект

                                                                                                                            

 

Проблема проекта«Почему?»      Актуальность проблемы –

                           это важно для меня и нас)         мотивация

 

Цель проекта«Зачем?»    Целеполагание

(мы делаем проект)

 

Задачи проекта   «Что?»        Постановка задач

(для этого мы делаем )

 

Методы и способы«Как?»        Выбор способов и методов

(мы это можем делать)              планирование

 

Результат «Что получится?»        Ожидаемый результат

(как решение проблемы)

 

 Таким образом, в процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Кроме того, работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.   

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

 

 

http://pedsovet.org/components/com_

 

 

 

 

 

Категория: Вахрушева С.А. | Добавил: мороз (25.03.2016)
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024