МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Вторник, 21.05.2024, 08:56



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Методические разработки [58]

Наш опрос
gjgjgj
Всего ответов: 13

Главная » Статьи » Учителям » Методические разработки

Психологический портрет учащихся
Много есть чудес на свете,
Человек – их всех чудесней.
Софокл
Данная статья призвана помочь учителю составить психологический портрет учащихся класса, и осмысленно подойти к дифференциации на уроке.
Необходимость учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Ученик напоминает таинственный ларчик, к которому нужно уметь подобрать ключ. Причем у каждого ларчика - свой ключик.
Реализация технологии дифференцированного обучения предполагает написание психологического портрета учащихся класса на основе наблюдения за ними на преподаваемом учителем предмете, корректировку психологического портрета по мере изменения особенностей учащихся, продумывание учителем своих действий по реализации дифференцированного подхода к учащимся на каждом уроке и включение данной информации в конспект каждого урока.
Существует 5 подходов к изучению человека:
Социально-демографический подход представляет собой первую ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка (раскодирование) его анкетных данных (пол, возраст, национальность, партийность, семейное положение). Иначе говоря, важно не просто констатировать тот или иной анкетный показатель (судить о человеке по формальным показателям), а раскрывать смыслы, стоящие за ним. Такой подход значительно обогащает и уточняет представление о человеке.
Социально-психологический подход представляет собой вторую ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка особенностей социального поведения человека. Здесь рассматриваются такие показатели как потребности, мотивы, отношения, уровни понимания информации.
Индивидуально-личностный подход представляет собой третью ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка внутренних, индивидуальных проявлений человека. Здесь рассматриваются такие проявления, как каналы восприятия, типы мышления, психосоматические типы, внимание, память, мировосприятие, мировоззрение, уровни общего развития, уровни развития сознания, этапы личностного развития.
Экзистенциально-личностный подход представляет собой четвертую ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка состояний, переживаемых человеком. Здесь рассматриваются как здоровьеразрушающие, так и здоровьесберегающие состояния.
Биоэнергетический подход представляет собой пятую ступень изучения человека, в основе которой лежит расшифровка особенностей энергетики человека. Здесь рассматриваются такие понятия как низкая энергетика, высокая энергетика.
Учет этих особенностей позволит создавать благоприятные условия для понимания учащимися учебной информации. Мы может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, их родителями, школьным психологом; для этого нам не понадобятся ни диагностическая аппаратура, ни методики, требующие специальных психологических знаний для обработки данных.
Однако известно, что неповторимая индивидуальность каждого человека складывается из совокупности бесчисленного количества свойств. Учителю, решающему одновременно множество учебно-воспитательных задач на уроке, не под силу учитывать все индивидуальные особенности учеников. Поэтому в процессе поисковой работы я определила такие особенности, которые наиболее существенны при обучении и доступны для диагностики учителю.
Рассмотрю два подхода к изучению учащихся:
Социально-психологический подход к изучению человека.
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ представляют следующее, весьма существенное, социально-психологическое проявление. Известно, что люди даже одного возраста и уровня образования по-разному понимают одну и ту же информацию, ибо у них различен уровень развития и весьма специфична по своей структуре психофизиологическая природа. Прежде чем рассматривать уровни, определимся со значением термина «понимание», который мы в данном контексте используем в значении «постижение смыслов информации».
Согласно существующей в социальной психологии шкале можно выделить четыре уровня понимания.
1. О ЧЕМ (дилетантский уровень понимания): человек на данном уровне понимания имеет слабое представление о рассматриваемом предмете, так как не проник (не смог или не захотел) в его сущность, поэтому, как правило, выдает ложное, искаженное суждение о нем, т. е. понимает по принципу «слышал звон, да не знаю, где он».
Признаки первого уровня понимания:
• человек плохо владеет содержанием информации,
• человек не в состоянии осмыслить информацию,
• человек не может применить информацию.
2. О ЧЕМ + ЧТО (уровень поверхностного понимания): этот уровень характеризуется тем, что человек «входит» в содержание предмета, но осмыслить его еще не в состоянии, находясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей и слов (действует по принципу «как собака: все понимаю, а сказать не могу»). Именно здесь заложена опасность возникновения ситуации зубрежки и информационного натаскивания.
Признаки второго уровня понимания:
• человек знаком с содержанием информации,
• человек не может передать информацию своими словами без искажения, т.е. не в состоянии размышлять по поводу информации,
• человек не может применить информацию.
3. О ЧЕМ + ЧТО + КАК (уровень осмысленного понимания): человек на этом уровне уже готов к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, может пропустить их через себя и выработать свою позицию.
Признаки третьего уровня понимания:
• человек владеет содержанием информации,
• человек размышляет над информацией и выражает к ней свое отношение,
• человек не применяет информацию (отрыв теории от практики).
4. О ЧЕМ + ЧТО + КАК + ЗАЧЕМ (уровень осознанного понимания): на данном уровне человек может не только осмысливать информацию, а уже и осознавать, т. е. знает, зачем она ему нужна, где и когда сможет ее использовать. Это означает, что человек вышел на уровень применения (полезности) информации, как основное условие ее жизнеспособности.
Признаки четвертого уровня понимания:
• человек владеет содержанием информации,
• человек осмысленно подходит к информации,
• человек применяет информацию.
Заметим, что два первых уровня понимания являются довольно примитивными, поэтому именно здесь наиболее вероятна возможность искажения информации. Третий уровень закладывает первую ступень понимания в собственном смысле этого, а на четвертом уровне процесс понимания достигает своей глубины.
Истоки того или иного уровня понимания, также как потребностей, мотивов, отношений лежат в основном во «внутреннем плане» человека, т. е. определяются главным образом индивидуально-личностными проявлениями.

Индивидуально-личностный подход к изучению человека
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Социальные признаки ВАТЫ
I. ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные
проявления Слабые проявления Гармонизация
1. Быстрота движений;
2. Стройность:
3. Гибкость тела;
4. Пластичность: полезны занятия легкой атлетикой, противопоказаны занятия тяжелой атлетикой;
5. Энергичность. Не переносят
1. Холод;
2. Обливание холодной водой;
3. Духоту;
4. Сквозняки;
5. Жажду;
6. Голод;
7.Неподвижность;
Вредны:
8. Рутинный труд;
9. Тяжелая физическая работа;
10. Сухая еда;
11. Курение, т.к. легкие - уязвимый орган;
12. Трудоголизм. 1. Следить за сном;
2. Уделять время отдыху;
3. Соблюдать режим дня;
4. Избегать физических перегрузок;
5. Принимать горячее питание;
6. Беречь легкие: не курить, делать дыхательную гимнастику;
7. Избегать просмотра фильмов ужасов, вызывающих бессонницу;
8. Переключаться на разные виды деятельности;
9. Общаться с природой;

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные
проявления Слабые проявления Гармонизация
1. Общительность;
2. Эмоциональность;
3. Артистизм;
4. Эстетичность;
5. Быстрая переключаемость;
6. Умственная неутомимость;
7. Гибкость мышления;
8. Развитое воображение;
9. Развитое абстрактное мышление;
10. Быстрая речь;
11. Быстрое запоминание информации;
12. Способность к языкам;
13. Активность всех каналов восприятия.
14. Открытость новому. 1. Тревожность;
2. Нарушение сна;
3. Страх перед неизвестностью;
4. Не переносят шум, громкий голос, ругань;
5. Быстрая утомляемость;
6. Впечатлительность. 10. Избегать шум;
12. Заниматься аутотренингом для регулирования негативных психических состояний, например, через аффирмации.
Социальные признаки ПИТТЫ
I. ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные
проявления Слабые проявления Гармонизация
1. Подвижность, активность;
2. Универсальная спортивность;
3. Устойчивость к холоду. Не переносят:
1. Долгого пребывания на солнце, т.к. внутри и так огонь;
2. Жажду;
3. Голод;
4. Нерегулярное питание.
Вредны:
5. Алкоголь;
6. Биостимуляторы: кофе, чифир, возбуждающие травы. 1. Умеренность во всем;
2. Восстановление состояния умиротворения через пребывание на природе, любование прекрасным, развитие духовной ориентации;
3. Регулярное питание;
4. Чувство меры в принятии горячительных напитков;

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные
проявления Слабые проявления Гармонизация
1.Уверенность в себе;
2.Упорство в достижении целей;
3.Аккуратность, чистоплотность;
4.Требовательность к себе и другим;
5.Стремление к материальному благополучию;
6.Тяга к уюту, комфорту;
7.Соответствие слова делу. 1. Раздражительность;
2. Нетерпимость к инакомыслию;
3. Чрезмерное стремление к власти, лидерству;
4. Неоправданный риск;
5. Гордыня;
6. Задиристость. 5. Развитие саморефлексии; благодаря чему могут стать отличными руководителями, лидерами, управленцами.
Социальные признаки КАПХИ
I. ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Сильные проявления Слабые проявления Гармонизация
1. Чаще здоровы;
2. Выносливость;
3. Физическая сила;
4. Устойчивость к воздействию среды («толстокожие»). 1. Медлительность во всем;
2. Ригидность (негибкость) мышц, неприспособленность к занятию спортом;
3. Неуклюжесть;
4. Лишний вес. 1. Постоянная стимуляция: составлять и придерживаться почасового плана на день, самостоятельно увеличивать темп деятельности и т.д.;
2. Контроль веса: ограничивать углеводы в пище, но не голодать;
3. При взаимодействии с капхами нельзя употреблять такие слова как «быстрее», «скорее», а также повышать голос;
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1. Основательность;
2. Ответственность;
3. Доброжелательность;
4. Мягкость;
5. Психологическая устойчивость;
6. Долгая память. 1. Медлительность: медленно читают, говорят, что-либо делают;
2. Низкая переключаемость, сонливость;
3. Молчаливость;
4. Интравертированность
5. Нерешительность;
6. Ощущение своей никчемности;
7. Ранимость;
8. Излишний консерватизм. 4. Разнообразие видов деятельности;
5. Подвижный образ жизни: ходить пешком, меньше лежать или сидеть;
6. Использовать аффирмации для избавления от комплексов неполноценности.

КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ
Выделяют три канала восприятия: аудиальный (слуховой), визуальный (зрительный), кинестетический (ощущение). Рассмотрим характеристику каналов восприятия по ряду параметров.
Параметры Аудиальный Визуальный Кинестетический
Комфортная дистанция в общении Средняя
(50 – 60 см) Дальняя
(1,5 м и больше) Близкая
(меньше 50 см)
Голос Грудной, поставленный, бархатистый Яркий, звонкий Низкий с хрипотцой, монотонный
Поза Склоненная голова или повернутая ухом вперед Созерцательная (поза Наполеона) Кивание, вздрагивание, направление тела вперед
Глаза В процессе обдумывания глаза движутся по горизонтали или пристально смотрят на собеседника В процессе обдумывания глаза движутся в правый верхний или левый угол В процессе обдумывания глаза опущены вниз
Отношение к пространству Предпочитает маленькое пространство, необходимо свое рабочее место Предпочитает большое светлое помещение, не терпит темноты Предпочитает комфорт, уют, мягкий свет, мягкие атрибуты (подушки, игрушки)
Темп познавательной деятельности Быстрый Средний Медленный
Способы запоминания На слух с закрытыми глазами Надо прочитать самим Надо ощутить, почувствовать, потрогать, понюхать
Отношение к деятельности Ответственное, при этом содержание важнее, чем форма Форма важнее, чем содержание. Любят делать на показ, представительствовать. Нужен алгоритм действий
Конечно, в каждом человеке есть все три канала восприятия, однако какой-то канал может быть преобладающим. Важно подчеркнуть, для того, чтобы быть успешным в жизни, необходимо развивать все каналы восприятия.
ТИПЫ И ХАРАКТЕР МЫШЛЕНИЯ
Принято выделять три типа мышления: образное, логическое, смешанное. Рассмотрим характеристику двух полярных типов мышления по пяти параметрам.

Параметры Образное мышление Логическое мышление
Канал восприятия Визуальный либо Кинестетический Аудиальный
Способ мышления Ассоциативный Рациональный
Речь Выразительная, многословная Краткая, точная, логичная, «сухая»
Внешность Оживленная мимика, активная жестикуляция; предпочитают разнообразную одежду, любят украшения Сдержаны в жестах и мимике, одежду предпочитают строгую, аккуратную, официальную, равнодушны к украшениям
Область образования Гуманитарная Естественно-научная, техническая
ВНИМАНИЕ
Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Легкость возникновения (без усилий) и быстрота переключения (мгновенность)
Произвольное Постановка цели, задач, проблемы и необходимость ее решения Целенаправленность. Требует волевых усилий. При частотном проявлении может вызывать напряжение и утомление
Постпроизвольное Появление интереса к деятельности Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, появляется чувство удовольствия и удовлетворения. Через данный вид внимания реализуются 5 вышеназванных качеств внимания, а также развивается внутренний мотив деятельности (эмоционально-эстетический и эмоционально-волевой).

Важно подчеркнуть, что постпроизвольное внимание, особенно в наше время, является наиболее ценным видом внимания, так как побуждает человека в любом деле находить интерес (пользу, полезность). Известно, когда человек что-либо делает с интересом, то это позитивно влияет на его здоровье (нет причин для усталости и утомляемости).

ПАМЯТЬ
Если говорить об актуальности информации, то не вся информация, касающаяся памяти сегодня имеет ценностный смысл для современного человека. На наш взгляд, интерес может представлять классификация видов памяти, согласно которой память делится на два вида: нейронная (клеточная, механическая) и смысловая.

Рассмотрим характеристику названных видов памяти.
Виды памяти Краткая характеристика
Нейронная
Обладает ограниченным объемом удерживаемой информации, поскольку количество нейронов ограничено. Основывается на повторении материала без его осмысливания. (1 – 2 уровень понимания информации). Главное – запоминание информации, которое носит механический характер. С этим связаны такие процессы как зазубривание, натаскивание.
Смысловая Позволяет человеку хранить неограниченный объем информации. Основывается на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, т.е. человек не просто запоминает информацию, а понимает запоминаемую информацию и может применить ее на практике (3 - 4 уровень понимания информации).

Категория: Методические разработки | Добавил: luzina (24.02.2010)
Просмотров: 9542 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024