Методика обследования новорожденного представлена в литературе рядом отечественных авторов (Л. Т. Журба, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983, 1991, 1996; И. И. Панчен-ко, 1979; Л. А. Давидова, 1975). Ученые считают, что пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работу по диагностике, профилактике, коррекции и развитию речи они рекомендуют проводить с учетом компенсаторных возможностей ребенка с самого раннего возраста (В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова).
Учёные отмечают, что в последнее десятилетие заметно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно только перед школой, в лучшем случае после пяти лет.
В результате упускается самый значимый для речевого развития ребенка возраст (сензитивный период), который длится до трёх-четырёх лет. Японские ученые диапазон сензитивного периода сокращают. Они считают, что «после трех — уже поздно». Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка стремительно нарастает. Причём они затрагивают не только устную речь, но и отражаются на письменной, что особенно ярко проявляется в школе при обучении чтению (дислексия) и письму (дисграфия).
Знания, которые содержит эта книга, внимательное отношение к своему ребенку с первых дней его жизни позволит вам, дорогие родители, а также медицинским работникам, педагогам своевременно выявить предрасполагающие факторы, провести своевременную раннюю диагностику речевых нарушений и принять необходимые профилактические и коррекционные меры. |