Как правильно следить за развитием речи ребенка
«Фефочка»вместо девочка, «лыба», а не рыба, и, конечно, улица «койкрго»… В фильме – это юмор. Но если вдруг ваши дети заговорили так не в шутку, а всерьез? Стоит подумать, не обратиться ли за консультацией к специалисту?»
Кто сегодня не помнит эти смешные перлы врача – логопеда из советского к/ф «По семейным обстоятельствам»? -«Фефочка»вместодевочка, «лыба», а не рыба, и, конечно улица «койкого» в произношении которой мы едва распознаем настоящее и правильное название улицы Горького. Однако каким бы замечательным не был фильм, но если вдруг ваши дети заговорили так не в шутку, а всерьез, то вам стоит поскорее принять меры и обратиться за консультацией к логопеду. В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция к росту количества детей, с нарушениями речи. Если несколько лет назад детей в возрасте 7лет, в Частинскойсредней общеобразовательной школе было около 30 %, то сегодня, около 60 % обучающихся первых классов имеют нарушения звукопроизношения. Становление звука в речи ребенка происходит поэтапно. Сначала ребенок по принципу подражания произносит простые звуки – гласные, затем более сложные – согласные П,Б,М,Н,Т,Д и далее по степени сложности. При нормальном развитии особой методики не требуется: становление звуков происходит по подражанию в результате общения с близкими взрослыми. Но родители должны знать признаки, сигнализирующие о задержке темпов речевого развития.
Первый: когда у ребенка в возрасте 2,5 года нет фразовой речи, и он чаще пользуется жестами, чем словами.
Второй: когда речь ребенка в 3 летнем возрасте непонятна окружающим, а понятна только близким людям.
Третий: к пяти годам ребенок должен произносить все звуки русской фонетики кроме звука (Р). Сегодня допускается несколько позднее появление этого звука в детской речи – к 6 -7 годам. Но если к этому возрасту в речи ребенка отсутствует более одной группы звуков, то родителям уже следует серьезно обеспокоиться и обратиться к логопеду.
Учитель – логопед определяет правильное положение органов артикуляции и чистоту произношения, рекомендует упражнения артикуляционной гимнастики, которые выполняются ребенком под контролем взрослого ежедневно. Ребенок не может правильно произносить звуки по причине неготовности артикуляционного аппарата, или невозможна коррекция некоторых звуков, если у ребенка короткая уздечка языка, глубокое твердое небо или крупный, малоподвижный язык. Наиболее благоприятный период исправления отклонений в речи – возраст с 4-5 и до 7 лет. С каждым годом возможность успешного исправления звукопроизношения падает и по достижение возраста 10 лет это сделать практически невозможно.
Причины, из –за которых у ребенка могут возникнуть нарушения речи, они множественны:
- Массовая алкоголизация населения, алкогольный синдром плода – идет отставание физического, речевого и умственного развития, нарушение слуха; - (Всемирная организацияздравоохранения относит к слабым наркотикам никотин, т. е. табакокурение);
- некачественное питание беременных;
- отягощенная наследственная патология беременности и родов;
-инфекционные заболевания матери;
-Сердечно – сосудистые заболевания матери, токсикозы, несовместимость крови матери и плода, и др.
В дошкольном возрасте такие дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, отставанием в психическом развитии, двигательной расторможенностью, нарушениями внимания и памяти.
Поражения отдела мозга приводит к нарушениям звукопроизносительной стороны речи.
Социальная среда, в которой воспитывается ребенок, частые болезни, влияют на дальнейшее развитие ребенка.
МБОУ « Частинская средняя общеобразовательная школа»
Учитель – логопед Л.В.Тулякова. |