МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Вторник, 21.05.2024, 06:57



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Материалы ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории каталога
Учеников [5]
Учителей [13]
КПМО [0]
Библиотека [75]

Наш опрос
gjgjgj
Всего ответов: 13

Главная » Статьи » Публикации » Библиотека

Современная школьная библиотека в информационном пространстве школы
Модернизация современной школы, создание и развитие единого информационного пространства страны потребовали соответствующих преобразований деятельности школьных библиотек. От уровня библиотечно-информационного обслуживания пользователей современной школьной библиотеки во многом зависит достижение нового качества образования.
Приведу мнение заведующей научно-исследовательской группой «Школьная медиатека» ИОСО РАО Е. Ястребцевой: «Без понимания важности предоставления информационных услуг участникам педагогического процесса в школе не мыслится современная школьная библиотека, а она – информационное ядро в школьной информационной службе. Она – условие для свободного доступа к информационным ресурсам в школе».
В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя и учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. В связи с этим появилась необходимость повышения информационной культуры, как учителя, так и учащегося и пересмотр статуса школьной библиотеки в структуре ОУ. Формирование информационной среды становится основополагающим образовательным условием и требует формирования и развития на базе библиотеки современного библиотечно-информационного центра, располагающего средствами новых информационных технологий и предоставляющего свободный доступ учащимся и учителям к любому виду информа¬ции для их самостоятельной работы по сбору фактов, их анализу, обобщению, сопоставле¬нию с аналогичными или альтернативными вариантами.
Администрация школы заинтересована в создании информационного пространства школы – БИЦ – новой модели школьной библиотеки. Был разработан план- проект с 2008- 2012г.г., предполагающий переход к БИЦ. Сейчас ведётся работа над долгосрочной программой по развитию БИЦ. Исходя из программы, библиотека школы приобретёт функции БИЦ, и будет являться одной из основных составляющих информационного пространства нашей школы.
Первые шаги модернизации библиотеки заключаются в том, что за небольшой период перехода библиотеки к БИЦ, нами достигнуты определенные успехи: состав фонда, наличие аппаратуры, выделение дополнительного помещения и наличие соответствующей мебели позволили выделить рабочие зоны с конкретно – функциональным назначением: читальный зал, абонемент, компьютерная зона, книгохранилище и информационная комната педагога. Школьная локальная сеть объединяет: школьную библиотеку, кабинет информатики, ИМЦ, секретаря и директора.
На текущем этапе создается электронный каталог учебной литературы, начата работа по созданию электронного каталога художественной литературы. Работает локальная сеть, для всех пользователей доступ к Интернет - ресурсам.
Основные группы пользователей - это учащиеся, учителя, администрация школы и родители. Именно их интересы являются приоритетными, и они определяют специфику информационно- библиотечного обслуживания. Для библиотеки характерна ориентированность на максимальное удовлетворение информационных запросов читателей. Мы стремимся собрать и предоставить пользователям максимум информации по всем вопросам. Фонд библиотеки постоянно пополняется справочными и энциклопедическими изданиями по различным дисциплинам за счет фандрайзинга. Всего за два года библиотеке подарено145 книг. Оформляется подписка на периодические издания (36 наименований). Приобретаются электронные издания. В библиотеке создается фонд внутришкольных документов. В нем представлены уставные документы, публикации учителей в профессиональной прессе, методические разработки, творческие работы детей. Для удобства использования этих материалов ведется электронная картотека, в которой представлены рубрики: публикации учителей; документы, изданные в школе; научно-исследовательские работы учащихся школы; литературное творчество учащихся. Создается архив публикаций в периодических изданиях, посвященных школе, ее учителям, нынешним ученикам и выпускникам. Поскольку газетная бумага быстро изнашивается: желтеет, становится ломкой, то для лучшей сохранности, а также удобства использования частично материалы этого архива уже переведены в электронный вид.
К сожалению, средств, выделяемых на комплектование фонда в настоящее время не достаточно, поэтому удовлетворить информационные запросы всех читателей с помощью книжного фонда мы не можем. Исправить ситуацию позволяет фонд электронных изданий. Он состоит из 300 СD из них: 46 общих и отраслевых мультимедийных энциклопедий («Энциклопедия Кирилла и Мефодия», « Энциклопедия животных» «Наука», «Интерактивная энциклопедия», и другие), 9 словарей, 39 обучающих программ по различным школьным предметам, 200 электронных учебных пособий по следующим дисциплинам: английскому и немецкому языкам, биологии, географии, алгебре, геометрии, химии, физики и т. д.
Обновляются папки-файлы новыми тематическими разделами, например, «Самостоятельная деятельность на уроке», «КПМО», «Управляющий совет», «Умение учиться», «Школьная газета», «Зарница», «Мой профсоюз», «Нормативные документы» «Семейный совет» и др. Всего на сегодняшний день 157 папок- файлов.
Еженедельное информационное наполнение сайта школы в разделе «Библиотека» можно найти: новые поступления; полезные ссылки, библиографические указатели и списки; нормативные документы, история библиотеки, статьи по различным темам.
Оформляются выставки, пополняется копилка массовых мероприятий, и совершенствуются уроки ББЗ. Именно библиотечно-библиографические знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки программного курса « Основы информационно- библиографической грамотности» (это курс внедряется в этом учебном году в нашей школе»).
Современным детям интересно искать, информацию в Интернете, находить там новых друзей, обмениваться мыслями через форумы и сайты, то почему бы этим не воспользоваться в образовательных и воспитательных целях?
В старших классах, а это 10 - 11 класс по теме « Информационная культура и глобальная паутина « Интернет» мы расширили и добавили урок – практикум по теме «Интернет – портал для молодежи».
Цель урока: создание условий для знакомства с материалами молодежных порталов различного направления в контексте нравственно- культурологического воспитания.
По результатам рефлексии из 20 опрошенных одиннадцатиклассников, а это составляет-100 % ответили положительно, и отметили что такие ББЗ уроки нужны для самообразования и учебного процесса.
Таким образом мы выполняем сложную задачу- целенаправленно через уроки ББЗ формируем у учащихся знания и умения в области поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников.
Мощный потенциал информационных потоков необходимо использовать в интересах обучения и воспитания подрастающего поколения, а это возможно только при применении современной компьютерной техники и программного обеспечения. Библиотека образовательного учреждения XXI века уже не мыслится без компьютера, фонда цифровых образовательных ресурсов и Интернета.
На данном этапе, школьная библиотека, хоть и не так быстро, как хотелось бы, все же занимает свою нишу в информационном пространстве школы и вносит значимую лепту в повышении и развитии информационной культуры пользователей, а значит и модернизации образовательного процесса.
Категория: Библиотека | Добавил: biblio (10.11.2009)
Просмотров: 4246 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024