Обследование экспрессивной стороны речи. Учитель- логопед обследует:
⎯ Словарь. Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т.д.
⎯ Грамматический строй. При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, развёрнутые), особое внимание обращается на правильное согласование, правильность употребления предлогов. Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа существительных, глаголов.
Данные о строении органов артикуляции учитель-логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливается при выполнении ребёнком упражнения артикуляционной гимнастики, при этом отмечается плавность и точность движения, а также легкость перехода от одного движения к другому.
⎯ Звукопроизношение. Для обследования звукопроизношения учитель- логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук пропускается, заменяется другим звуком или искажается.
Чем полезна диагностика:
• Логопедическое обследование необходимо для определения уровня речевого развития ребенка. Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, учитель-логопед подбирает, учитывая возраст ребенка. Во время беседы Учитель- логопед старается установить контакт с ребенком, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают учителю-логопеду получить представление о речевом развитии ребенка.
• Логопедическое обследование носит комплексный характер, поэтому учитываются возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребёнка.
• После логопедического обследования ребёнка, родитель может либо убедиться в отсутствии речевых нарушений у ребенка, либо вовремя быть проинформирован о выявленных нарушениях речи у ребёнка и возможностях их преодоления.
В течении сентября обследование в средней и подготовительной группе проводит учитель-логопед Казакова Татьяна Сергеевна; в младшей, 2-младшей и старшей проводит учитель-логопед Горшкова Наталья Карповна. |