Использование информационно-коммуникативных технологий при работе с учащимися, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида Кудымова Е.В., учитель коррекционного класса, МОУ Частинская средняя общеобразовательная школа Ни одна отрасль науки не развивается так стремительно, как информатика. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающие активность учащихся. Для грамотного использования ИКТ в образовательном процессе учитель должен иметь представление о возможностях ИКТ, основных направлениях внедрения ИКТ и свободно владеть средствами ИКТ. Общеизвестны ключевые моменты современного образования в школе: во-первых, давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить запросы каждого ученика; во-вторых, информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения; в-третьих, тенденции развития общества и состояние современного образования требуют от учителя использования новых технологий. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, этому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. Итак, компьютер позволяет учителю, работающему с учащимися, по специальной (коррекционной) программе VIII вида значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы: мышление, память, развивает воображение и фантазию. При отсутствии уроков информатики мои дети «шагают» со временем. У 50% учащихся имеется дома компьютер и подключен Интернет. Это дает им возможность раскрепощаться во время работы на компьютере, а застенчивые ученики легко общаются в Интернете. Информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить формы деятельности ученика, предоставить ребенку возможность: самоовладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам программы коррекционной школы, можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса: комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач; постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки; частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций; формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет; стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности. Какие же возможности ИКТ помогают мне в работе с коррекционным классом: создание дидактических материалов (варианты заданий, тесты, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования; мониторинг результатов обучения и воспитания. В моём классе разные дети. Есть ребята с неплохим уровнем подготовки, внимательные, схватывающие на лету, обладающие навыками самостоятельной работы. Есть дети, слабо владеющие навыками самостоятельной работы, испытывающие трудности при усвоении материала. Программу должны освоить все. Подходящим вариантом проверки усвоения знаний чаще всего выбираю тестирование. Использую это на уроках русского языка, естествознания, математики. На уроках географии, социально-бытовой ориентировки мы ищем информацию о странах, сравниваем с текстом учебника, находим материал к определенным темам. Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. |