Как сохранить мотивацию и удержать интерес учеников к предмету.
Младший школьный возраст: их интересуют многие явления окружающей жизни. интерес проявляется к творческим играм на сюжеты из книг, детских кинофильмов. Чем старше к среднему школьному возрасту, тем больше интерес проявляется к содержанию и способам усвоения знаний. Средний школьный возраст: стремление к самовыражению, к самостоятельности, проявляется интерес к способам приобретения знаний (анализ и обсуждение методов познания путем научного поиска). Возникает интерес к самообразованию (чтение новых источников, усвоение новой информации). Возникает активное стремление к самостоятельным формам учебной работы (ученики испытывают удовлетворение от решения самостоятельных заданий, работы со сложным материалом, выдвижений своих идей). Старший школьный возраст: формируется избирательность познавательных мотивов, связанных с выбором будущей профессии. Формируется интерес к новым знаниям, которые необходимо получить с помощью преодоления каких-либо трудностей. Интересуются применением исследовательских методов на уроке. Формируется интерес к таким формам учебных занятий, где самоконтроль и самооценку своего учебного труда выполняют они сами, а не только учитель. Стремление выразить свою индивидуальность. Лучше всего осознается интерес к содержанию, чем к добыванию знаний самостоятельным путем. Больше нравятся практические занятия. Как развить интерес учеников к предмету. 1. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес, необходимо развивать ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту. 2. ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения. 3. Разработка системы ТВОРЧЕСКИХ КЛАССНЫХ и ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение. 4. Использовать на уроке СВОЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, приводить примеры из жизни. 5. Использовать НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ. Как эффективно объяснить ученику материал, который он не понимает Учимся подбирать ключи к знаниям Несколько рекомендаций преподавателю, как помочь ученику понять задание на уроке. ВАРИАНТ № 1 «Работа с текстом» Половина учеников не читают задание в учебнике, а сразу бросаются что-то писать, решать, чтобы через некоторое время спросить учителя: «Я не понял, а что здесь надо было сделать?» Очевидно, этому важному навыку – понимать задание – нужно учить особенно тщательно. Умение точно понять, что требуется, во многом решает успех при тестировании, то есть на ЕГЭ. Первый вывод: те задания, которые мы даем детям сами, должны быть предельно четкими и понятными. Второй вывод: недостаточно просто сказать ребенку: «Внимательно прочитай задание». Он неизбежно максимум внимания уделит содержанию самой работы. Поэтому стоит сначала предложить прочитать задание и дать на это время. 1. После чтения задания попросите кого-нибудь рассказать, с чего он начнет работу или как должен выглядеть конечный продукт. Спросите остальных, все ли думают так же, или есть варианты. Учтите, задание в учебнике, в тесте может быть сформулировано некорректно. Обсудите варианты понимания. 2. Предложите подчеркнуть в задании глаголы (именно они описывают, что требуется сделать), выписать их в том порядке, в котором их придется воплотить в жизнь. 3. Попросите найти в учебнике параграфы, где содержится материал, необходимый для выполнения заданий. 4. Предложите выписать ключевые термины, даты, имена, которые максимально сузят область поиска информации. ВАРИАНТ № 2 «Работа с тетрадью» Тетрадь – ежедневный спутник ребенка и на уроке, и дома. От того, умеет ли он работать в ней, пользоваться ею как справочником, средством освежения памяти, во многом зависит понимание им учебного предмета. Один из способов работы: Попросите поделить каждую страницу тетради на 2 части: правая посвящена общим записям на уроке: то, что диктует педагог, то, что написано на доске. А в левой части ученик делает свои пометки: выделяет ключевые понятия, то, что лично ему показалось важным, записывает понравившиеся цитаты, рисует свои схемы. Поначалу, как правило, слева почти никто ничего не пишет. Но по ходу урока может выясниться, что есть проблема понимания, освоения. Тогда учитель предлагает перейти к левой половине страницы. Тем самым проблема постепенно проясняется, слева появляются записи, комментарии, схемы. После этого можно спокойно вернуться к программному материалу, к правой половине страницы. Постепенно у большинства учеников слева появится довольно много записей, даже больше, чем справа. В результате тетрадь станет одним из помощников в понимании нового и достаточно сложного материала. Желаю успеха!