Нарушения чтения и письма у младших школьников В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера: пропуски букв, слогов, не дописывание окончаний слов, внесение лишних элементов букв, перестановка букв, слогов и другие. Не редко учителя объясняют наличие ошибок не умением или не желанием ученика думать, сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением к учебе. Таких учеников часто относят в разряд лентяев, лодырей. Не выявленные причины затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей и учителей обычно влекут за собой изменения в характере: агрессивность, отказ от выполнения учебных заданий, работают только под страхом наказания. Эти негативные реакции маскируют чувство собственной неполноценности, тревоги у ребенка. В школьном возрасте усиливается нагрузка на нервную систему, что ведет к срывам, неврозам, нарушениям в поведении, защитной агрессивности. Эти дети нуждаются в понимании, щадящем подходе и действенной помощи взрослых. Здесь неуместны дисциплинарные меры и авторитарный стиль общения. Это не вина ребенка, а его беда делает, старается, нот не может. Применительно к младшим школьникам правильно будет говорить не о расстройствах, не о болезненном состоянии, а о трудностях овладения письменной речью. В основе возникновения стойких « нелепых », часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины. Причины стойких нарушений на письме и чтении: 1) социально – экономического характера: - слабая готовность ребенка к школе; - нерегулярность школьного обучения; - недостаточное внимание к развитию речи в семье; - двуязычие в семье; - неправильная речь окружающих, аграмматизмы; - неблагоприятная семейная обстановка; - ослабленное соматическое здоровье, длительные заболевания в ранний период развития. 2) психофизического характера: - нарушения обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма и чтения; - несформированность слухового внимания и памяти. Трудности во время переключения с одного вида деятельности на другой, дети не успевают за темпом урока, застревают, отстают от хода урока, с трудом удерживают в памяти ряд из 5-6 слов, трудности в воспроизведении предложения из 4-5 слов, практически недоступным является письмо по памяти. Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу, сложную инструкцию; - несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, образцами данными на доске или в учебнике. Зрительный анализатор формируется к 7 годам жизни ребенка, поэтому зеркальное письмо ребенка – это норма, а после 7 лет – патология. Большой вред на развитие зрительного анализатора оказывают компьютерные игры. Когда мы рассматриваем картину, мы фокусируем свой взгляд на целостность изображения. Когда смотрим на экран компьютера – эта движущаяся картина мешает сфокусировать свой взгляд на предмете. Тем самым развивается боковое зрение. Для чтения и письма губительно развитие бокового зрения, быстро устают глаза. Ребенок с трудом фокусирует свой взгляд на целостности слова, буквы, работает боковое зрение, воспринимается часть слова, часть буквы. Ребенок теряет слово, слог, строку…; - недостаточность моторного развития; - несформированность пространственного восприятия. Ориентировка на собственном теле, в помещении, на листе бумаги. Ошибки на письме, смешение элементов некоторых букв ( б - д, п - т, и – у, потянул ветерок – попинул веперок); - несформированность фонематического восприятия. Дети затрудняются в овладении слоговым и звуко - буквенным анализом (пропуски букв город – «грод», недописывание букв и слогов, наращивание слов лишними буквами и слогами глубокая – «голубоокая», перестановки букв, грубое искажение слова, слитное написание слов – «онлезнадер», произвольное деление слов – вскочил на ветку «вско чилна ветку»); - несформированность фонематического слуха. Трудности в различении звуков родного языка, на письме и при чтении, это проявляется в виде смешения букв по звонкости и глухости бабушка – « папушка», по акустико – артикуляционному сходству сушка – «суска», допускают ошибки при подборе проверочных слов столб – «столпик»; - несформированность слухового восприятия. Дети не могут использовать заученное правило на письме. Не слышат ударную и тем более, безударную гласную, поэтому испытывают трудности в подборе проверочных слов трава – «травинка»; - при отставании в развитии лексико – грамматической стороны речи. Трудности в структурном построении предложения « Петя собирал в лес гриб», не формируется умение пользоваться грамматическими связями слов в предложении (согласование и управление). Лексический запас очень беден и ограничен обиходно – бытовой тематикой дерево – «деревы». Неумение правильно образовывать новые слова ведерко – «маленькое ведро». Трудности при образовании прилагательных от существительных даже при опоре на образец суп из курицы – «мясной». Ни одна из причин не является решающей, но каждая имеет значение в совокупности. Несформированность той или иной психической функции, это несформированность определенных операций процесса письма и чтения. Для коррекции нарушений письма и чтения нужны благоприятные внутренние и внешние условия. Внутренние условия: - высокое умственное развитие ребенка; - высокий и нормальный уровень психических функций; - хорошее состояние здоровья. Внешние условия: - хорошие социально – экономические условия в семье; - высокий уровень преподавания в школе; - доброжелательные отношения учителя и сверстников; - ранняя диагностика и выявление школьных трудностей; - своевременная коррекционная работа.