«Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя… как могучим средством общения и взаимодействия людей». А.А. Люблинская
Уровень речевого развития первоклассников - тема актуальная не только для логопедов, но и для учителей, воспитателей и родителей. Исследование российских ученых показывают, что около 85 % учащихся массовых школ, нуждаются в специализированной помощи, в том числе и логопедической. Речевое развитие в норме 11-12 месяцев запас слов от 2-3 до 15 -20 слов. От 1года 6 месяцев до 2 лет словарь достигает 100 – 300 слов. От 2 – 3лет 250 – 300 слов. От 3 – 4 лет увеличивается до 800 – 1000 слов. К концу 4 года запас слов достигает 1500 слов. От 4 до 5 лет 1900 – 2000 слов. 5 – 6 лет 2500 – 3000 слов. К 6 – 7 годам 3500 слов до 4000 – 5000 слов. К 11годам 7 – 8 тысяч слов и увеличивается до 10 – 15 тысяч. Подавляющее большинство родителей считают, что стоит поступить ребенку в детский сад, и он заговорит сам, без посторонней помощи. Чтобы развеять такое заблуждение и привлечь родителей к занятиям с детьми с раннего возраста, необходимо вести разъяснительную работу, организуя беседы, консультации. Нельзя забывать, чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к задержке умственного развития. Родители отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют знаниями или не могут найти времени для занятий с детьми дома. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является пере¬ход в новый социальный ста¬тус: дошкольник становится школьником. Переход от иг¬ровой деятельности к учебной существенно влияет на моти¬вы и поведение ребенка. Ка¬чество учебной деятельности будет зависеть от того, на¬сколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения ка¬чества. Готовность к школьно¬му обучению формируется за¬долго до поступления в школу и не завершается в первом клас¬се, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобща¬ющей деятельности мышления. Школьное обучение предъяв¬ляет ребенку новые требования к его речи. Особые критерии готовнос¬ти к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечис¬лим их. 1.Сформированность звуко¬вой стороны речи: Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 2.Сформированность фонематических процес¬сов: умение слышать и разли¬чать, дифференцировать фоне¬мы (звуки) родного языка. 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звуко¬вого состава речи: умение вы¬делять начальный гласный звук из слова, анализ гласных из трех звуков типа а у и, анализ обратного слога гласный — согласный типа aн, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. 4. Правильно употреблять тер¬мины «звук», «слог», «слово», «предложение». Звуки глас¬ный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Умение работать со схе¬мой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения. 5. Умение пользоваться раз¬ными способами словообразо¬вания: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласка¬тельным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных. 6. Грам¬матический строй речи: уме¬ние пользоваться развернутой фразовой речью, умение рабо¬тать с предложением, правиль¬но строить простые предложе¬ния, видеть связь слов в пред¬ложениях, распространять предложения второстепенны¬ми и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятель¬но находить ошибки и устра¬нять их, составлять предложе¬ния по опорным словам и кар¬тинкам. 7. Связная речь: Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять само¬стоятельно рассказ по картине, по серии сюжетных картин, рассказ – описание ( игрушки, предмета, картинки) Ребенок с хорошо раз¬витой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать во¬просы, договориться со свер¬стниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаи¬моотношения с людьми и не¬редко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией на¬чинают осознавать дефекты своей речи, болезненно пере¬живают их, становятся молча¬ливыми, застенчивыми, раз¬дражительными. Для воспитания полноцен¬ной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка. Ведь в семье малыша по¬нимают с полуслова и он не испытывает особых затрудне¬ний, если его речь несовер¬шенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окру¬жающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстни¬ки и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фо¬нетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присут¬ствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обна¬руживаются очень скоро). Осо¬бенно необходимым становит¬ся правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьни¬ки пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетически¬ми дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чте¬ния). У школьников наряду с на¬рушениями произношения зву¬ков может наблюдаться недораз¬витие фонематических процес¬сов и лексико-грамматических средств языка (общее недораз¬витие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточ¬ность фонематических процес¬сов, их словарь ограничен, грам¬матическое оформление устных высказываний имеет спе¬цифические ошибки, са¬мостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой те¬матики характеризуется фраг¬ментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препят¬ствия при обучении грамотно¬му письму и правильному чте¬нию. Основная задача родите¬лей, воспитателей — вовремя обратить внимание на различные нару¬шения устной речи своего ре¬бенка, чтобы начать логопеди¬ческую работу с ним до шко¬лы. К сожалению, к логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст ребенка, который длится до трех-четырех лет. Японские ученые утверждают, что «после трех – уже поздно». А процент учащихся с речевыми нарушениями в первых классах в ЧСОШ составляет почти 50%. Об этом говорят результаты обследования за пять лет.