Первый крик ребёнка при родовой деятельности уже говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Если у него крик слабый, монотонный, немодулированный, то это должно насторожить взрослых; необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
Крик у здорового ребенка должен быть сильным, громким, модулированным.
По его окраске, интонированию можно определить причину плача. Прислушайтесь к своему ребенку: всегда ли вам удается по его плачу определить, чего он хочет? У нормально развивающегося ребенка имеются свои оттенки плача, которые специфичны при голоде, дефиците общения, болях, дискомфорте от мокрых пеленок и т. д.
Ранний отказ от грудного вскармливания — другой настораживающий фактор. Возможно, что у ребенка ослаблены паретичные мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте. У таких детей часто при грудном вскармливании подтекает молоко. Причина заключается в одно- или двустороннем парезе губ.
При этом в покое рот у них будет приоткрыт из-за слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва — VII пары), жевательной мускулатуры, а так же мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии (парез тройничного — V пары черепно-мозговых нервов).
Нельзя равнодушно относиться к тому, что многие дети в грудном возрасте часто захлебываются пищей, при этом для них характерны постоянные отрыжки. Причиной отрыжек может стать слабость нёбно-глоточного затвора (парез IX пары языко-глоточного черепно-мозгового нерва). Эта же причина может вызвать у ребёнка назальный оттенок голоса (незначительную гнусавость, говорит в нос).
Затрудняет грудное вскармливание и укороченная подъязычная уздечка. Если ребенок при кормлении быстро устает, осязательно покажите его хирургу.
Возможно, придется подрезать подъязычную связку. Решит и сделает это при необходимости хирург. Не расстраиваетесь, эта операция безболезненная, длится одну-две минуты. Проводят ее в поликлинике, а через час-два ребенку уже можно есть. Отличным заживляющим средством является мед, который кладут ребенку под язычок.
Не спешите вводить прикорм или давать воду из бутылочки. Это может спровоцировать ранний отказ ребёнка от грудного вскармливания, так как оно требует со стороны малыша определенных мускульных усилий. Возможен парез XII пары черепно-мозгового нерва — подъязычного. Необходимо постараться найти причину нежелания ребенка сосать грудь, помочь устранить ее, используя массаж круговой мышцы рта, язычка и конечного мягкого нёба.
Признаками неврологической симптоматики являются: парез губ, асимметрия рта, сглаженность носогубных складок, спастичность (напряженность) верхних конечностей, слабость глазодвигательных нервов, что проявляется в неумении следить за яркой движущейся игрушкой, косоглазие и т.д.
Родителям важно уделять ребенку как можно больше внимания: постоянно общаться с ним, играть, проводить массаж, артикуляционные упражнения.
Особое внимание в первый год жизни малыша нужно уделять развитию мелкой моторики его рук, потому что центры, ответственные за активную речь, движения рук, губ, языка, нижней челюсти, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве.
Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым подготавливаем почву для качественных артикуляторных движений. Опыт народной педагогики подтверждает это. Так наши предки, в том числе и бабушки, интуитивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры с пальчиками: «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и др.
Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону. Необходимо массировать каждый пальчик в отдельности до десяти раз.
В зимнее время года прекрасно оправдали себя растирания рук снегом: искусственная локальная гипотермия, которая улучшает кровообращение, нормализует мышечный тонус.
Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком, особенно в доречевой период, много с ним разговаривать, играть. Хорошо, если ребенок узнает близких, различает их по голосу, поворачивает головку на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему, проявляет комплекс оживления. Любовь к ребёнку, внимательное отношение, общение — всё способствует полноценному речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха.
Задержка гуления, отсутствие интонированности, запаздывание фазы лепета (иногда он появляется к двум годам, а в норме — к четырем-шести месяцам), его необращенность к взрослому — все эти признаки должны насторожить взрослых, так как они зачастую являются убедительными симптомами будущих речевых нарушений. Лепет у таких детей обычно характеризуется фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов. Согласные не дифференцируются по признакам: звонкие-глухие, твердые-мягкие. Бедность интонации иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. Словарь накапливается медленно, и первые слова могут появиться лишь к двум-трем годам. Фраза появляется еще позже. Она характеризуется невнятностью, скомканностью, свернутостью. Речь у ребенка неразборчивая, «говорит, будто каша во рту», страдают многие элементы просодической стороны речи.
Если ребенок до 2-х—2,5 лет не говорит, это должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Только ранняя диагностика, профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, помогает достигнуть высоких, стабильных результатов в работе. |