Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат с полуторамесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. В предречевых голосовых реакциях можно различить те звуки, которые позже смогут стать элементами членораздельной речи. У всех нормально развивающихся детей наблюдается определенная последовательность в речевом развитии. Хорошо, если родители будут знать о ней, что позволит своевременно обратить внимание на те или иные отклонения (таблица1).
Обучение артикуляции звуков речи очень сложная задача. Несмотря на то, что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти три года для того, чтобы овладеть этим искусством. Гуление, свирель, лепет, модулированный лепет являются своего рода игрой и доставляют ребенку удовольствие. Малыш на протяжении нескольких минут повторяет один и тот же звук и таким образом тренируется в артикуляции звуков родной речи.
При первых проявлениях гуления необходимо как можно больше «разговаривать» с младенцем, повторяя за ним: «А-а-а! А-гу!» и т. д. Ребенок будет оживленно подхватывать эти звуки и повторять их за вами. Это, естественно, будет способствовать более быстрому развитию все более сложных предречевых реакций. Ребенок начнет произносить целые монологи лепета (см. табл. 2).
Если с ребенком не занимаются, гуление и лепет у него довольно быстро прекращаются. Для того чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сухим и сытым, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. Помните, на фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными и стойкими. Длятся они до 15минут. В шумной обстановке голосовые реакции тормозятся, развиваются плохо. Если в комнате звучит громкая музыка или разговаривают между собой взрослые, или шумят другие дети, ребенок очень скоро умолкает.
Голосовые реакции ребенка, постоянно находящегося в шумной обстановке, развиваются с большим опозданием. Они бедны не только по количеству звуков, но и по оттенкам, интонационной выразительности.
Возраст детей
|
Этапы развития речи |
|
1,5мес.
|
Голосовые реакции в виде гуления: а-а-а.
|
2-3 мес.
|
Гу-гу, бу-бу, и др.
|
4 мес.
|
Свирель: аль-ле-е-лы-агы -аы и т. д.
|
7-8,5 мес.
|
Лепет: произносят слоги (ба-ба, да-да и т. д.)
|
8,5-9,5 мес.
|
Модулированный лепет: повторяют слоги с разнообразными интонациями
|
1 год 6 мес. -1 год 8 мес.
|
Все существительные употребляются в единственном числе, в именительном падеже. Появляются попытки связать два слова в фразу: «Мама, дай!». Усваивается повелительное наклонение глаголов, так как оно выражает желание ребёнка и имеет для него важное значение: «Иди-иди!», «Дай-дай!»
|
1 год 8 мес. -1 год 1 0 мес.
|
Появляются формы множественного числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна
|
1 год 1 0 мес. - 2 года
3-й год
|
Словарь увеличивается до 300 слов. Имена существительные - 63%. глаголы - 23%, другие части речи - 14%, союзы отсутствуют. Преобладание первого вопроса: «Что это?» (первый период вопросов) Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться по отношению к предметам и пространству (падежи) и во времени (времена глаголов). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Полное овладение падежными формами происходит значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения: к концу года - соединительные союзы и местоимения
|
4-5 лет
|
Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?»
|
Учитель - логопед Л.В.Тулякова
|