Современный урок технологии с применением компьютера
С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы; источник информации для разработки творческих проектов; средство управления технологическими машинами; для существенного расширения наглядности обучения; а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений. Чтобы идти в ногу со временем, учитель технологии должен владеть основами компьютерной грамотности, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в компьютерных программах, в частности, Word, Ехсе1, Раint, а также использовать знания, полученные школьниками на уроках информационных технологий, для экономии времени при освоении теоретической части разделов технологии. Графический редактор Раint представляет собой стандартную компьютерную программу, предназначенную для создания и редактирования изображений, и является одним из инструментов компьютерного моделирования. С его помощью можно проиллюстрировать: дидактические материалы или пояснительную записку к проекту; выполнить схемы вышивки, вязания, бисеронизания, рисунок (эскиз) орнамента для декорирования ткани, ковров, обоев; создать шаблоны мозаичных форм для украшения изделий из древесины, металла; составить план разбивки цветника на пришкольном участке; найти оптимальное цветовое решение, вариант наиболее удобной расстановки мебели и т.д. Электронные таблицы Ехсеl — это наиболее простая и широко распространенная компьютерная программа для обработки больших массивов числовых данных в таблице. Она позволяет автоматизировать все процессы, связанные с табличным представлением информации, производить сложные вычисления по предварительно установленным формулам, причем при изменении исходных данных автоматически пересчитываются результаты; создавать диаграммы. С помощью электронных таблиц можно выполнить статистические расчеты, связанные с успеваемостью учеников, оптимально распределить нагрузку среди учителей, составить расписание уроков, вести журнал успеваемости, при выполнении проекта найти себестоимость изделия или услуги, рассчитать энергетическую ценность дневного рациона питания, создать простую базу данных. Создание презентаций в программе PowerPoint. В настоящее время в школе большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. При оценке проекта важную роль играет уровень его защиты, в том числе умение использовать наглядный материал. Наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого проекта позволяют компьютерные презентации (слайд-фильмы). Они предназначены специально для сопровождения сообщения показом видеоматериалов на большом экране или на мониторе компьютера. Такие презентации учащиеся могут создавать с помощью программы РоwerPoint. Для этого нужно составить и отредактировать документ, состоящий из отдельных частей — слайдов, и сохранить его полностью в одном файле. В программе предусмотрены различные типы слайдов, в том числе текстовые, графические, содержащие графическую информацию с пояснительным текстом, различные виды списков с заголовками, таблицы с заголовками, диаграммы с заголовками. В процессе работы над презентацией в слайдах размещают информацию и присваивают им порядковый номер, в соответствии с которым они появляются на экране при показе. Смена слайдов может осуществляться вручную или автоматически. В последнем случае заранее устанавливается время нахождения каждого из них на экране. Прежде чем приступить к созданию презентации, продумывают ее содержание и структуру, т.е. определяют количество слайдов и ту информацию, которая будет внесена в каждый из них. Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности. Научившись работать с универсальными компьютерными программами, можно в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для их применения в учебном процессе. Большую помощь компьютерные технологии могут оказать в процессе проектной деятельности: для поиска информации — сеть Интернет; для создания эскизов, технических рисунков, технологических карт — работа в графическом редакторе Раint, для расчета себестоимости проектов — электронные таблицы Ехсе1, для рекламы изделий — текстовый редактор Word и графический редактор Раint, для создания пояснительной записки — также текстовый редактор Word, для защиты проекта — программа презентаций РоwerPoint.